Составлен рейтинг доброжелательности налоговых инспекций
Эксперты назвали самые безопасные для бизнеса инспекции ФНС в РоссииСамыми лояльными к бизнесу налоговыми инспекциями в стране оказались ИФНС № 16 и № 36 Москвы и № 1 по Кемеровской области. Такие данные приводит журнал «Главбух» (входит в медиагруппу «Актион-МЦФЭР») в своем федеральном рейтинге доброжелательности налоговиков. При подготовке рейтинга эксперты оценили деятельность 814 налоговых инспекций России по 28 параметрам, включая суммы штрафов и начислений по итогам выездных проверок, тщательность проверки достоверности данных из ЕГРЮЛа, количество судебных разбирательств и легкость начисления штрафов инспекцией. «Одни УФНС более успешны, например, в борьбе с незаконными схемами по НДС, другие активно выявляют недостоверные данные в ЕГРЮЛе», – говорит ведущий эксперт журнала «Главбух» Ольга Солдатова.
Как отмечают составители рейтинга, его главная цель – предоставить компаниям данные о том, чего стоит или не стоит бояться при работе со своей налоговой инспекцией, а также советы бухгалтеров, как снизить риски при общении с налоговиками. Например, в межрайонной ИФНС № 1 по Ярославской области инспекторы редко штрафуют на большие суммы – средняя сумма штрафа на одну компанию там менее 1 руб., тогда как в межрайонной ИФНС № 2 по Чукотскому АО компанию штрафуют в среднем на 13 000 руб. В каких-то регионах и инспекциях более тщательно работают с реестром ЕГРЮЛа, а в каких-то риски покинуть реестр действующих компаний минимален. Разброс по размерам доначислений по итогам выездной проверки очень велик – от 2,7 млн в среднем в Чеченской республике до 82 млн в Липецкой области. Поэтому липецким предпринимателям аналитики советуют ни в коем случае не доводить дело до выездной проверки, а стараться «урегулировать все вопросы в ответах на запросы налоговиков».
Очевидно, что различия количественных показателей работы налоговых инспекций не могут быть связаны с особенностями установления и регулирования налоговых ставок в различных регионах – вилки штрафов, комиссий и полномочия налоговых инспекторов устанавливает федеральный Налоговый кодекс. Представить себе, что программное обеспечение в одних инспекциях работает более эффективно, а в других менее, тоже сложно. Поэтому главной причиной различий остается считать «человеческий фактор», указывают эксперты. «Человеческий фактор, безусловно, важен, – полагает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. – Причем не только со стороны налогового органа, но и со стороны налогоплательщика. Закон один, регламенты одни, нормативная база одна, а решения по одним и тем же ситуациям могут приниматься разные». Самый болезненный вопрос – за одинаковые нарушения компаниям могут грозить совершенно разные наказания. «Стратегию работы налогового органа часто определяет палочная система в виде целевых показателей по основным параметрам деятельности инспекций, которые год от года должны улучшаться, однако в каждом конкретном случае есть множество возможностей для маневра при принятии решения», – отмечает Жарский. Вариантом такого маневра может стать решение инспектора закрыть глаза на небольшую ошибку или начисление штрафа по нижней границе вилки, предусмотренной Налоговым кодексом. «Злоупотребление должностным положением в этом случае оказывается очень чувствительным, впрочем, как и любое должностное злоупотребление со стороны лица, облеченного серьезными полномочиями», – указывает бывший сотрудник ФНС, налоговый юрист-эксперт КГ «Сенат» Леся Болдырева.
Свести к минимуму «личностный фактор» при общении налоговиков с бизнесом должна цифровизация ФНС, но пока о прорыве говорить не приходится. «Развитие электронных сервисов, безусловно, делает процесс взаимодействия с налоговыми органами более прозрачным, сводя человеческий фактор к минимуму, – отмечает партнер практики налоговых споров МЭФ PKF Александра Амбрасовская. – Но в любом общении важно сохранять корректность и уважительное отношение к оппоненту. В этом смысле человеческий фактор не менее важен, чем профессионализм. Часто именно от профессионализма представителя налогоплательщика зависит, будет ли услышана позиция налогоплательщика и его аргументы, приняты во внимание смягчающие обстоятельства (при их наличии)».
Бизнес-сообщество только приветствует цифровизацию там, где это устраняет препятствия и позволяет совершать рутинные операции быстро и безошибочно. Но совсем не хочет, чтобы налоговая служба в своем стремлении довести собираемость налогов до 100% перестала общаться с предпринимателями. Вряд ли компьютерная программа способна адекватно оценить все сложности, с которыми сталкиваются российские предприниматели в реальности.