Для россиян мир изменился навсегда

Почти треть граждан уверена, что финансовая стабильность никогда не восстановится
Musa Sadulayev / AP
Musa Sadulayev / AP

Россияне воспринимают текущий кризис как экономический, а не как эпидемиологический, чем существенно отличаются от жителей стран Северной Америки, Западной Европы и Китая, говорится в исследовании EY Future Consumer Index. Опрос проводился в конце июня, в нем приняло участие более 14 000 человек в 19 странах мира. Оказалось, что россияне в меньшей степени боятся подхватить коронавирус, чем жители других стран.

В частности, как выяснили исследователи, только четверть россиян испытывает чувство дискомфорта при посещении общественных мест. Наибольший страх у россиян связан с необходимостью ездить на общественном транспорте – 28% опрошенных признались, что чувствуют себя в нем некомфортно. Для сравнения: в Европе и Северной Америке так заявили 61%, а в Китае – 50% респондентов. Наиболее благополучно россияне себя ощущают в продуктовых магазинах – только 7% испытывают перед ними опасения против 23% в Европе и Северной Америке и 20% в Китае.

Уровень чувства комфорта жителей Москвы и Санкт-Петербурга, ставших главными центрами эпидемии в России, немного ниже, чем в других регионах, однако существенно выше соответствующих показателей в среднем по миру, отмечает партнер EY, руководитель направления по оказанию услуг в области стратегии и сделок компаниям потребительского сектора в странах Центральной, Восточной, Юго-Восточной Европы и Центральной Азии Андрейс Речицкис.

«Например, поход в кино некомфортен для 25% жителей Санкт-Петербурга, 21% москвичей и 19% жителей других регионов, а в Северной Америке и Западной Европе – для 61%, – говорит он. – В целом это иллюстрирует различия по уровню восприятия угрозы, которую представляет собой COVID-19, на что в немалой степени повлияли различия по уровню смертности от COVID, о которых официально сообщалось в России и западных странах». В среду вице-премьер Татьяна Голикова на совещании с участием президента сообщила, что уровень смертности от COVID в России значительно ниже, чем в других странах, – менее 2,5%.

Опросы показали, что лишь 19% респондентов в России стали придавать больше значения гигиене и санитарии при совершении покупок в магазинах. Это самый низкий показатель среди стран, в которых проводилось исследование. Для сравнения: среди американцев об этом заявили 72% опрошенных, в Китае – 78%. Аналитики EY объясняют эту аномалию эффектом «высокой базы»: в России исторически стандарты личной гигиены были на высоком уровне – «каждого в детстве учили мыть руки, придя с улицы и перед едой».

Зато в отношении экономических последствий пандемии россияне оказались значительно пессимистичнее жителей других стран. Многие из них уверены, что после окончания пандемии быстрее всего к нормальному функционированию вернутся магазины и предприятия из сферы досуга, тогда как для восстановления других отраслей экономики понадобятся многие месяцы. Жители других стран в целом схожи в этих оценках, за исключением работы – по их мнению, здесь жизнь вернется в нормальное русло почти так же быстро, как и в магазинах. Кроме того, около 31% россиян считают, что финансовая стабильность никогда не восстановится до прежнего уровня, хотя в среднем по миру это мнение разделяют 24%.

«Учитывая, что восприятие COVID в России как прямой угрозы жизни людей ниже, чем в среднем по миру, потребители ожидают, что работа магазинов/развлекательных центров «как раньше» восстановится намного быстрее, поскольку это вопрос скорее того, насколько быстро власти разрешат это делать, – отмечает Речицкис. – Ответы по возвращению к норме работы (и финансовой стабильности) отражают тот факт, что потребители в России воспринимают текущий кризис в большей степени как экономический, хотя менее 1% респондентов ответили, что потеряли работу из-за COVID».

Исследование EY в очередной раз подтвердило, что в большинстве стран мира коронавирус придаст импульс развитию онлайн-торговли. Однако Россия и здесь выбивается из общего ряда: только около 16% наших граждан планируют увеличить покупки продуктов питания онлайн в долгосрочной перспективе (в среднем по миру – 34%). Аналитики объясняют это различными стартовыми условиями – в странах с более развитой интернет-торговлей доля прироста значительно ниже, чем, например, в азиатских странах. Так, в Индии, Китае и Индонезии около 60% респондентов планируют увеличить онлайн-покупки, а в Германии, Дании, Норвегии и Швеции только от 14 до 19%. В США и Великобритании средние показатели на уровне 33%. Низкие изменения в поведении россиян объясняются отсутствием необходимой инфраструктуры в регионах.

«В результате пандемии около 15% россиян существенно сократили свои расходы, основные сокращения пришлись на отпуск и одежду, еще 31% респондентов перешли в режим экономии и накопления», – констатирует Речицкис. При этом 19% планируют тратить еще меньше после окончания пандемии. Среди тех, кто резко сократил расходы, большинство (80%) имеют доход менее 35 000 руб., а 9% потеряли работу и у 6% текущая деятельность было приостановлена из-за COVID. В основном это люди среднего возраста (30% – от 35 до 50 лет) и старшего поколения (45% старше 50 лет).

Musa Sadulayev / AP