Мужчины в онлайн-шопинге оказались на 30% расточительнее женщин
Средний чек за покупки в интернете вдвое обошел средний офлайн-чекРоссияне оставляют все больше денег в интернет-магазинах. Пандемия только усилила тренд на переход продавцов из офлайн-розницы в онлайн. И, как показало исследование банка «Русский стандарт», средний чек при покупках в онлайне уже практически вдвое обогнал траты в офлайн-ритейле. О результатах исследования сообщило «РИА Новости».
Подсчет операций по банковским картам свидетельствует, что по количеству покупок офлайн-розница все еще опережает интернет-магазины. Но вот средний чек у электронной коммерции заметно выше: 2102 руб. за первое полугодие против 1033 руб.
Любопытно, что мужчины в онлайне оказались более расточительны. Средний чек покупок сильного пола на 30% выше, чем у женщин. Мужчины активнее практически во всех сегментах: их траты выше на транспорт и путешествия (53% мужчин), на хобби (60%), детские товары (62%) и бытовые услуги (64%). Единственная категория, где женщин все-таки больше, – это супермаркеты (52%).
В офлайне разница менее заметна: «мужской» средний чек был только на 23% больше. Хотя и тут представители сильного пола были активнее, даже в категории «супермаркеты» (52,9%). Женщины в офлайне больший интерес проявляли к товарам из сегмента «здоровье» (54,5%).
«Действительно, онлайн-ритейл продолжает наращивать свои объемы и все больше затмевает офлайн, – соглашается генеральный директор федеральной логистической компании IML Елена Шутюк. – Понятно, что пандемия сыграла на руку игрокам онлайн-рынка, но, несмотря на это, они совершенствуют свою работу и делают процесс покупки более удобным. Более того, онлайн-продавцы оперативно запустили те или иные инновационные и инфраструктурные расширения, которые в обычное время вводились бы постепенно. Мы прогнозируем, что в 2020 г. онлайн-рынок вырастет на 50% или даже 80%».
Средний рост интернет-торговли с 2019 по 2024 г. составит 33,2% в год, говорится в прогнозе компании Data Insight. И это с учетом влияния коронакризиса. За эти пять лет, по данным аналитиков, объем онлайн-продаж достигнет 7,2 трлн руб. против нынешних 1,7 трлн. Конечно, рынок развивался бы и без влияния коронавируса, но темпы были бы слабее. Ранее аналитики прогнозировали интернет-продажи в сумме 5,6 трлн руб. к 2024 г., а ежегодные темпы роста не превысили бы 26,6%. Таким образом, коронакризис добавит 1,6 трлн руб. онлайн-торговле.
На дополнительный рост онлайн-торговли влияет еще ряд факторов. Во-первых, это новые онлайн-покупатели. По оценке Data Insight, три месяца самоизоляции вынудили дополнительно воспользоваться онлайн-покупками не менее 10 млн человек. И понятно, что большинство из них продолжат пользоваться онлайн-сервисами. Во-вторых, изоляция заставила людей делать больше покупок, чем обычно.
В-третьих, растет частота покупок после изоляции. Многолюдные торговые центры все равно будут отпугивать многих посетителей, и этот тренд будет актуален не только в текущем году, но в следующем. В-четвертых, сыграет роль переход на удаленную работу. По подсчету аналитиков, на такой формат перейдет около 5–7 млн человек, включая новых сотрудников. Возможно, многие из них покинут крупные города, но покупательские привычки останутся: товары, которые недоступны в провинции, они начнут покупать в интернете.
Кроме того, эксперты наблюдают значительный приток инвестиций в развитие онлайн-продаж товаров повседневного спроса (FMCG). Новые игроки довольно быстро завоевывают свою нишу. В первой половине 2020 г. эта категория выросла в 4,3 раза по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. К концу года темп замедлится и, по прогнозам, разница онлайн-выручки составит 150 млрд руб. сверх прогноза 2019 г. (рост в 3,5 раза).
И последний фактор – падение покупательной способности. Это негативный фактор как для онлайн-продаж, так и офлайна. Но влияет больше на потребление среднего класса.
Доля интернет-торговли по итогам 2020 г. может достигнуть 10% от оборота всего ритейла, согласно прогнозам Ассоциации компаний интернет-торговли. Такой рост обеспечит переход части офлайн-продавцов в онлайн-каналы. Это согласуется с прогнозом аналитиков Data Insight – 9% к концу года. А к 2024 г. эта доля может вырасти до 19%.