Путин отложил срок реализации нацпроектов

Президент распорядился перенести его с 2024 на 2030 год
Владимр Путин считает, что нужно исходить из реалий
Владимр Путин считает, что нужно исходить из реалий / Reuters

На вчерашнем заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам Владимир Путин поручил правительству при участии Госсовета скорректировать нацпроекты с учетом новых национальных целей. При этом срок исполнения нацпроектов будет сдвинут с 2024 на 2030 г. Это, в частности, означает, что многим жителям глубинки придется на шесть лет дольше ждать доступа к широкополосном интернету (в прежней версии нацпроектов предполагалось, что к 2024 г. его получат 97% российских домохозяйств). Откладывается и достижение цели по строительству 120 млн кв. м жилья в год – по словам вице-премьера Марата Хуснуллина, достижение этого показателя возможно только к 2026–2027 гг. при условии продления программы льготной ипотеки (действует до 1 ноября 2020 г.).

«Нужно исходить из реалий», – отметил глава государства. Вероятно, под реалиями имеются в виду данные, которые накануне заседания Совета по стратегическому развитию и нацпроектам опубликовала Счетная палата РФ. Они показывают, что бюджеты нацпроектов по расходам катастрофически не исполняются. Так, к 15 июня расходование средств по нацпроекту «Образование» по контрактуемой части бюджета составило всего 18% от запланированных расходов, по «Малому и среднему предпринимательству» – 10%, столько же – по инфраструктурному нацпроекту. По остальным нацпроектам планы закупок выполнены не более чем на 8%.

По общим бюджетам проектов все несколько лучше. По проекту «Образование» бюджет исполнен на 28,4%, про проекту «Малому и среднему предпринимательству» — на 47,3%, про инфраструктурному нацпроекту — на 32,2%, а по остальным — на 10,5-35,3%.

Ответственность за невыполнение планов в Кремле, по-видимому, склонны возложить на губернаторов. «Рабочую группу Госсовета прошу подготовить предложения по уточнению показателей эффективности работы региональных властей», – отметил Путин, призвав усилить общественный контроль за реализацией национальных проектов. «Очень рассчитываю здесь на активное участие в этой работе Общероссийского народного фронта (ОНФ) и Общественной палаты», – подчеркнул президент.

«Коня и трепетную лань»

Корректировка нацпроектов должна учитывать меры, предусмотренные правительственным планом восстановления экономики, что вполне логично. Однако в последнее время само выражение «национальные проекты» практически ушло из политического лексикона. Внимание экспертного сообщества в последние месяцы было целиком сосредоточено на программе премьер-министра Михаила Мишустина по восстановлению экономики, которая, по сути, задала экономическую повестку на ближайшие годы.

Причины, по которым общественность забыла про нацпроекты, достаточно очевидны. Во-первых, их оказалось слишком много. «Обывателю трудно удерживать в сознании большое количество разных сущностей, которые не объединены одним смыслом, а там смешались и национальные цели, и 12 нацпроектов – каждый со своим центром ответственности, – заявил «Ведомостям» один из политологов. – Поэтому и вспоминают о них сейчас крайне редко – у населения просто не успело возникнуть связи между большим национальным и их собственной судьбой».

«Теоретически национальные проекты могли сыграть на формирование того самого «образа будущего», о дефиците которого уже скучно говорить. Но те опросы, которые мы проводили перед кризисом, показывают, что ни система национальных приоритетов, ни национальные проекты не стали весомой частью общественного сознания. Исключения составляли только инициативы государства, связанные с поддержкой демографического блока, – здесь люди видели прямой эффект для себя», – отмечает основатель Центра социального проектирования «Платформа» Алексей Фирсов.

К тому же стало понятно, что из-за падения цен на нефть и экономических потерь из-за пандемии коронавируса реализация нацпроектов в прежнем виде попросту невозможна. Программа Мишустина с конкретными цифрами заявленных расходов в этом смысле выглядит более реалистичной.

Однако в качестве экспертной альтернативы правительству неожиданно выступила Счетная палата. В июне она запустила на своем сайте расширенный экспертный опрос, призванный определить, какие сферы государственного планирования кажутся экспертам наиболее предпочтительными и какие шаги по их реализации необходимы. В перечень приоритетов для обсуждения включены создание условий для равных стартовых возможностей, качество здравоохранения, эффективность государственного управления, состояние судебной системы, децентрализация регионов и др. По сути, глава Счетной палаты Алексей Кудрин занялся формированием новой социально-экономической стратегии, альтернативной как программе Мишустина, так и нацпроектам.

«Все понимают, что принципиально отказаться от параметров указа президента о нацпроектах не получится, – говорит один из аналитиков, близких к Счетной палате. – Но Кудрин рассчитывал, что власть будет вынуждена искать способы адаптации прежних обязательств к новой реальности, и решил предложить свой вариант, который в случае успеха позволил бы ему сохранить статус главного экономического стратега страны». Решение президента скорректировать нацпроекты, отдав их под контроль ОНФ и Общественной палаты, в значительной степени ограничивает влияние главы Счетной палаты. Означает ли это, что теперь главным экономическим стратегом России стал Мишустин, будет понятно очень скоро.

Дисклеймер: уточнены данные Счетной палаты во втором абзаце. Добавлен третий абзац.