Россия пытается инициировать «газовую ОПЕК»
Однако создать ее будет гораздо сложнее, чем нефтянуюВ начале июня о возможности создания «газовой ОПЕК» неожиданно заговорил замминистра энергетики Анатолий Яновский: «Консолидирующую антикризисную роль в газовой сфере мог бы сыграть Форум стран – экспортеров газа (ФСЭГ)», – заявил он на конференции «Управление рисками в энергетике – 2020». Генеральный секретарь ФСЭГа Юрий Сентюрин также заявлял, что организация выступает в поддержку механизмов обеспечения стабильности на газовых рынках и способна стать координационной площадкой по выработке соответствующей системы мер и договоренностей.
А на прошлой неделе глава Минэнерго Александр Новак заявил, что создание координирующего органа, который будет регулировать объемы продаж газа и цены на голубое топливо, «активно обсуждается в последнее время». Министр убежден: главная причина сегодняшнего хаоса на глобальном газовом рынке – отсутствие регулятора. Соответственно, страны-производители должны договориться о создании единого координирующего органа наподобие нефтяной ОПЕК.
Ситуация на газовом рынке для многих производителей в последние месяцы стала критической. Теплая зима, рекордные запасы топлива в европейских хранилищах и снижение потребления из-за карантинных мер привели к падению цен на газ к минимумам за десятилетия. «В конце мая цена на британском хабе NBP достигла 8 фунтов за 1 млн британских термических единиц. Такого не было с момента начала торговли фьючерсами в 1997 г. С тех пор цены подросли до 14 фунтов, однако их восстановление в ближайшие месяцы остается под вопросом», – отмечают аналитики Bank of America.
При этом, по данным европейской мониторинговой ассоциации GIE, к началу июля хранилища газа стран ЕС были заполнены почти на 80% и при текущих уровнях закачки – в среднем 317 млн куб. м в сутки – свободное место в них закончится к середине августа. Это приведет к обвальному падению цен на топливо, сопоставимому с мартовским крахом нефтяных котировок.
По мнению ведущего эксперта Института современного развития Никиты Масленникова, глобальная газовая конъюнктура сегодня даже хуже, чем на нефтяном рынке. Нисходящий ценовой тренд более выражен. Дестабилизация, разбалансировка происходит и в Европе, и в России, и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Усугубляет ситуацию жесткая конкуренция трубопроводного газа и СПГ. Из США, Катара и Австралии идут масштабные поставки СПГ в Европу и Азию. Дешевый СПГ приводит к тому, что доля трубопроводного газа (в основном из России) постепенно снижается, а цены на него падают.
«Мировая газовая отрасль столкнулась с теми же проблемами, что и нефтяная: избыток предложения, усиление конкурентной борьбы, падение котировок. Поэтому рынку нужен регулятор, который сможет не допустить ценового хаоса. Это очевидно. Другой вопрос – появится ли он», – говорит руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.
Однако создать «газовую ОПЕК» будет гораздо сложнее, чем нефтяной картель. Как отмечает руководитель отдела инвестиционного анализа компании «Универ» Дмитрий Александров, экспортеры газа гораздо более разобщены, чем участники нефтяной ОПЕК.
Катар и другие поставщики СПГ не согласятся в угоду России снизить поставки сырья на рынок, чтобы повысить цену на топливо, поставляемое по трубопроводам, уверены эксперты. К тому же в газовой сфере по сравнению с нефтью меньшая доля природной ренты и большая доля капитальных затрат. Поэтому ограничение уже действующих производств менее вероятно: все участники хотят по максимуму окупить уже сделанные инвестиции.
Дополнительным препятствием для создания газового картеля оказывается межтопливная конкуренция: бедные страны предпочитают использовать уголь, а развитые делают акцент на возобновляемых источниках энергии. Так что расширение использования газа возможно только при низких ценах на него. Все это делает, казалось бы, очень заманчивую идею «газовой ОПЕК» весьма сложной для реализации.
Профессор экономики и энергетики бизнес-школы ESCP Europe Мамдух Салама уверен, что война между производителями газа продлится долго. Но в конечном итоге они поймут, что только сотрудничество поможет поддержать цены не только на трубопроводный газ, но и на СПГ. В результате выиграют все. Похоже, что Россия осознала это первой.