В 32 регионах уже через пять лет не будет места для мусора
Сортировка может снизить остроту проблемы, но не решит ее полностьюПроблема накопления бытового мусора стоит особенно остро для 32 регионов – стало видно из федеральной схемы коммунальных отходов, которую подготовил Российский экологический оператор (РЭО). В нее сведены данные о том, сколько в России образуется мусора, какие есть мощности сортировки и переработки, а также полигоны. Сейчас схема согласовывается и должна быть окончательно принята в ноябре, сообщил заместитель гендиректора РЭО Алексей Макрушин во время ее публичного обсуждения.
В этих 32 регионах вместимости мусорных полигонов, включенных в государственный реестр, хватит меньше чем на пять лет, сообщил Макрушин. Больше чем в половине из них (17) проблема стоит особенно остро. Так, в Магаданской области и Бурятии место закончится уже за месяц. От одного до трех месяцев продержатся Забайкальский край, Сахалинская и Еврейская автономная области. Меньше года осталось у полигонов Краснодарского и Камчатского края, Кабардино-Балкарии, Республики Саха (Якутия), Омской и Волгоградской областей.
Впрочем, до 2023 г. размещать отходы можно даже на тех полигонах, у которых нет для этого разрешений, – такую лазейку создало прошлое правительство перед запуском реформы обращения с отходами. На близкие, но нелегальные свалки возить мусор дешевле, предполагалось, что операторы отходов после этого снизят тариф.
Всего в России 976 официальных полигонов, на которых можно размещать отходы. Они могут принять 55 млн т отходов в год, видно из федеральной схемы. Тогда как ежегодно образуется во всей стране порядка 70 млн т бытовых отходов. Власти планируют построить 348 новых полигонов, есть в схеме также 361 объект обработки отходов (сортировка, переработка в компост и альтернативное топливо) и 154 перерабатывающих завода, в том числе мусоросжигательных, вырабатывающих электроэнергию (такие строит «РТ-инвест», входящий в группу «Ростеха» в Подмосковье и Татарстане).
Во многих регионах есть проблемы с мощностями по захоронению отходов, часто они касаются не всего региона, а какой-то его части, сообщил «Ведомостям» Макрушин (слова он передал через представителя). Конечно, сортировка отходов помогает снизить остроту проблемы, но в большинстве случаев не решает ее полностью – там, где есть дефицит, необходимо быстрее создавать современные мощности для захоронения отходов, подчеркнул он.
В стране свалок много, а полигонов не хватает, согласен председатель ассоциации «Чистая страна» Руслан Губайдуллин. С начала запуска реформы обращения с отходами считается, что нужно поддерживать в первую очередь переработку, говорит он. Хотя современные полигоны нужны не меньше, чем сортировки, иначе мусор поедет на неконтролируемые свалки, предупреждает Губайдуллин. Но построить новый полигон сложно: где-то просто нет для этого места (например, в Москве), где-то есть пустые земли, но это или лесной фонд, или земли министерств, рассказывает Губайдуллин. Если найти место, которое дальше от города, чем находится старый полигон, вырастут затраты оператора на транспортировку и непонятно, кто их покроет, если тариф повышать нельзя, продолжает он. Проблему можно решить на межрегиональном уровне, если регионы смогут договориться возить отходы к соседям, считает Губайдуллин.