Реформа НДФЛ не уменьшит имущественное неравенство и не увеличит справедливость

При введении прогрессивного налога лучше освободить от него беднейших людей, считают эксперты
Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

Спустя 20 лет после прихода к власти Владимир Путин отменил одну из своих первых реформ. С 2021 г. перестанет действовать единая 13%-ная ставка подоходного налога и Россия вернется к прогрессивной шкале, объявил президент. Для доходов свыше 5 млн руб. в год ставка вырастет до 15%.

Дополнительные поступления – 60 млрд руб. в год – будут «окрашены» в бюджете: их потратят на лечение детей с редкими заболеваниями, пообещал Путин. Вероятнее всего, эти деньги поступят в федеральный бюджет (НДФЛ – региональный налог. – «Ведомости») и затем будут распределены между регионами, рассказывает федеральный чиновник. Но главная цель не деньги, говорит другой чиновник, повышая нагрузку на состоятельных людей, власти рассчитывают удовлетворить запрос общества на социальную справедливость.

При таких параметрах налоговая нагрузка серьезно не вырастет, замечает Александра Суслина из Экономической экспертной группы. Доходы свыше даже 3 млн руб., по данным Росстата, получает около 0,7% работающего населения, или 500 000 человек. У скольких из них доход превышает 5 млн руб., Росстат не раскрывает. По оценкам директора Института социальной политики Высшей школы экономики Лилии Овчаровой, дополнительный налог должны будут заплатить около 100 000 человек.

Как собрать

Введение прогрессивной шкалы НДФЛ Путин объяснил тем, что сейчас стало проще собирать такой налог. Механизм уже реализован с введением налога с доходов от депозитов, говорит партнер «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Сергей Калинин. Банки информируют ФНС о полученном человеком доходе, а налоговики, собрав всю информацию, требуют от него уплаты налога.
Было бы лучше, если бы работодатель продолжал удерживать только 13% с зарплаты, а человек по итогам года сам подавал бы декларацию, считает Калинин. Тогда ФНС будет рассчитывать налог за год и в случае необходимости требовать от человека доплаты в бюджет, согласен партнер Taxology Алексей Артюх. Пока окончательного решения, как именно будет собираться дополнительный налог, нет, рассказывает один из чиновников. Минфин разработает механизм в соответствии с поручениями президента, лаконичен представитель министерства. Его коллега в ФНС не ответил на запрос «Ведомостей» в среду вечером.

В России есть запрос на прогрессивное налогообложение, показал опрос Центра стратегических разработок (в начале мая его эксперты опросили 1600 человек): за него высказался 61% респондентов. Но одно только повышение ставки до 15% справедливости не прибавит, неравенство не снизит, указывает Суслина, для этого стоило бы снизить нагрузку на бедных, что могло бы стимулировать рост потребления и экономики. Это была бы более социально справедливая мера, согласна Овчарова, хотя не обязательно снижение НДФЛ для бедных приведет к росту их доходов, а не работодателей. Поэтому НДФЛ не лучший инструмент для поддержки малоимущих, говорит она.

По расчетам Экономической экспертной группы за 2017 г., для снижения неравенства доходов в стране нужно было бы втрое увеличить налог на людей с доходами выше среднего, одновременно освободив от него малообеспеченных. Последнюю идею чиновники обсуждали в конце 2019 г. – ввести для таких людей вычет из НДФЛ в размере прожиточного минимума.

Одним из вариантов реформы был вычет в 1,5 прожиточного минимума для всех людей при повышении ставки НДФЛ до 16%.

Власти постепенно поднимают нагрузку на людей с относительно высокими доходами. Весной Путин предложил ввести налог на процентные доходы от вкладов и инвестиций в ценные бумаги, если они превышают 1 млн руб. Но запросы людей куда сложнее, чем просто повышение нагрузки на богатых, им нужна система, учитывающая индивидуальные особенности налогоплательщиков – их расходы на пожилых членов семьи, благотворительность и даже на место жительства, выявило исследование экономистов Центра европейских экономических исследований, проведенное на базе опроса German Internet Panel.

Конец деофшоризации

Повышая нагрузку на относительно обеспеченных людей, власти решили сделать подарок наиболее обеспеченным – тем, кто использовал офшорные схемы и контролируемые иностранные компании (КИК). С 2017 г. люди, владеющие более 25% КИК, чья нераспределенная прибыль превышает 10 млн руб. в год, платят с нее налог в 13%. Путин предложил предоставить таким людям возможность заплатить фиксированный налог в 5 млн руб. без дополнительной отчетности. Жалоб на сложную отчетность было очень много, говорит один из чиновников, мера коснется именно людей, а не компаний, владеющих КИК. Очевидно, будет выгодно не раскрывать слишком много информации и воспользоваться упрощенным вариантом, это будет стимулом для выхода из тени, считает партнер «Кроу экспертизы» Рустам Вахитов. Хотя полное отсутствие отчетности не совсем укладывается в стандарты прозрачности, кроме того, ее все равно нужно направлять банкам для автоматического обмена налоговой информацией между разными странами, отмечает он.

В 2019 г., по данным ФНС, бюджет получил 1,26 млрд руб. НДФЛ с иностранных компаний, контролируемых россиянами. Новый подход поможет предпринимателям существенно сэкономить, говорит директор департамента налогового и юридического консультирования KPMG Александр Токарев. Если у человека налог с КИК окажется меньше 5 млн руб., скорее всего, он сможет подать отчетность и заплатить меньшую сумму, отмечает чиновник. Вариант с фиксированным платежом в 5 млн руб. становится выгодным, если прибыль КИК превышает 38 млн руб., т. е. около $500 000, что относительно немного, отмечает Вахитов.

Неясно, насколько государству мера может быть выгодна, считает партнер Deloitte Наталья Кузнецова. Сейчас правила КИК призывают возвращать капитал в Россию, этому способствовует, в том числе, льгота, по которой прибыль КИК уменьшается на суммы выплаченных дивидендов, объясняет она. Предложенный же механизм упрощает и делает более привлекательным вывод средств за рубеж, удивляется Кузнецова. Но многих людей, которые решили покинуть Россию, чтобы не платить налоги с КИК, новый режим может побудить вернуться, рассуждает Вахитов, особенно в совокупности с новыми льготами для IT-сектора и возможным повышением налоговой нагрузки на выплаты на Кипр. У тех же, кто не хотел переводить прибыль КИК в Россию, и раньше были инструменты, чтобы избежать репатриации капитала, заключает он.