Китайская экономика лишилась драйвера роста

Слабый спрос за рубежом мешает экспортерам
AFP Photo
AFP Photo

Китайские производители все активнее возвращаются к работе после смягчения ограничений, принятых для борьбы с распространением коронавируса. Но теперь они столкнулись с новой проблемой – слабым спросом на их продукцию в других странах, продолжающих бороться с пандемией. Пока экспорт не может помочь восстановлению китайской экономики.

А отказ Китая от целей по росту ВВП может стать проблемой для остального мира.

Неоднозначная статистика

Деловая активность в производственном секторе Китая растет уже три месяца подряд, по данным Национального бюро статистики. По его оценкам, в мае значение индекса PMI для производителей составило 50,6 пункта. Аналогичный индекс, рассчитываемый Caixin, тоже превысил отметку 50 пунктов (50,7 в мае по сравнению с 49,4 в апреле), отделяющую рост от спада. 

Но за этими показателями скрывается менее радужная картина. В частности, значение составляющей индекса для новых экспортных заказов осталось очень низким – 35,3 пункта, согласно официальной статистике. Данные Caixin тоже указывают на сокращение заказов из-за рубежа. Хотя возобновление работы фабрик и стабилизация цепочек поставок позволили производителям нарастить выпуск, ситуация со спросом в производственном секторе пока обстоит гораздо хуже, чем с предложением, заявил старший экономист Caixin Insight Group Ван Чжэ.

В совокупности эти данные указывают на снижение темпов восстановления экономики от последствий пандемии, во многом из-за слабого спроса за рубежом, приводит The Wall Street Journal (WSJ) слова экономиста Kaiyuan Securities Яна Вэйсяо. Слабый рост экспорта, в свою очередь, может негативно отразиться на рынке труда Китая в ближайшие годы, считает он.

Китайская экономика, возможно, начнет больше зависеть от сектора услуг, который восстанавливается быстрее производственного, считает экономист ING Айрис Пан. Тогда часть рабочих-мигрантов из сельской местности станет работать не на заводах, а в логистике, туризме и других отраслях сферы услуг, написала она в отчете.

Барьеры для инвестиций

Отношения между США и Китаем ухудшились в последнее время из-за планов Пекина ввести закон о национальной безопасности в Гонконге. В связи с этим Вашингтон уже заявил, что территория больше не обладает достаточной автономией от Китая, и решил лишить ее особого торгового статуса. А в начале июня республиканцы планируют представить законопроект, который запретит американцам инвестировать в иностранные компании из оборонного сектора, сотрудничающие с китайскими военными силами, сообщает Reuters. В мае сенат США одобрил законопроект, ужесточающий требования к компаниям, желающим разместить акции на американских биржах. Он направлен против китайских компаний, зачастую имеющих недостаточно прозрачную отчетность. Ранее выяснилось, что китайская сеть кофеен Luckin Coffee завысила продажи на $310 млн в 2019 г., из-за чего биржа NASDAQ приняла решение исключить ее акции из делистинга. 

Новые приоритеты

ВВП Китая сократился на 6,8% в годовом выражении в I квартале 2020 г., что стало его первым квартальным снижением с 1992 г. В мае премьер Госсовета КНР Ли Кэцян на ежегодной сессии Всекитайского собрания народных представителей объявил об отказе страны от целевого значения экономического роста из-за неопределенности, связанной с пандемией. Вместо этого власти Китая решили сосредоточиться на борьбе с бедностью и создании более 9 млн рабочих мест.

Кроме того, стремление ускорить экономику может помешать в борьбе с коронавирусом. Китай, где началась эпидемия, больше не является ее главным очагом, но в отдельных районах по-прежнему возникают новые случаи заражения. 

Правительство еще до эпидемии стало спокойнее относиться к недостаточно быстрому росту экономики в некоторых провинциях, отмечает Хоуз Сон, научный сотрудник исследовательского центра MacroPolo при Институте Полсона. Отказ от целевого значения роста ВВП в 2020 г. «повышает вероятность, что [власти] не будут ставить цель и в последующие годы», считает он (цитата по WSJ).

Рост экономики по-прежнему необходим для борьбы с бедностью и обеспечения занятости. Но, по оценкам экономистов, в этом году власти устроит рост в пределах 2%. Видимо, поэтому они не стали сейчас использовать такое же масштабное фискальное и денежное стимулирование, как в 2008 и 2015 гг., пишет WSJ. Однако это может ослабить спрос Китая на зарубежные услуги, товары и природные ресурсы.