Надежды бизнеса на улучшение в Германии стали гораздо более радужными

Индекс бизнес-климата Ifo показал рекордный рост ожиданий
Посетители в Германии вернулись в бары, а футболисты – на поля/ AFP

Индекс бизнес-климата, составляемый на основе опроса около 9000 немецких компаний мюнхенским Ifo Institute, показал значительное улучшение настроений в бизнес-среде. Хотя оценка текущей ситуации в мае даже немного ухудшилась по сравнению с апрелем, рекордный рост компоненты, отражающей ожидания, позволил совокупному индексу вырасти с 74,3 до 79,5 пункта.

Апрельское значение индекса Ifo оказалось худшим со времени объединения ФРГ и ГДР, майское – на втором месте, отмечает Карстен Бржески, главный экономист банка ING. «Сегодняшние данные по Ifo соответствуют поступающим в реальном времени сигналам о том, что экономическая и социальная активность начала быстро расти после первого этапа смягчения карантинных мер в конце апреля, – написал он в отчете. – Нижняя точка спада пройдена, и даже есть вероятность краткосрочного сильного восстановления в ближайшие месяцы. Однако, учитывая, что индекс Ifo находится около абсолютного минимума, и тот факт, что ущерб, нанесенные в последние два месяца, будет в дальнейшем сдерживать темпы роста, рассчитывать на V-образное восстановление не приходится».

Настроения в промышленном секторе далеки от оптимизма, оценка текущей ситуации в мае снова ухудшилась, но зато «ощутимо улучшились» ожидания, отметил Клеменс Фойст, президент Ifo Institute. А вот в секторе услуг и в торговле снятие ограничений, возвращение сотрудников на рабочие места, а посетителей – в рестораны, магазины и другие общественные места улучшили оценку и ожиданий, и текущей ситуации. Особенно это заметно в рознице, где деловая активность восстанавливается быстрее, чем в ориентированном на экспорт производстве, отметил Фойст.

После последовательного снятия ограничений дети в Германии возвращаются в школы, посетители вновь заполняют бары и рестораны, возобновилось производство на автозаводах, а также матчи Бундеслиги, пусть и при пустых трибунах. Восстановление в Германии идет быстрее, чем в других европейских странах, пострадавших от пандемии коронавируса. Это объясняется в том числе тем, что Германии удалось наладить эффективную систему отслеживания заболевших и контактировавших с ними людей, обеспечив низкий уровень смертности от COVID-19 и возможность достаточно быстро отменить карантинные меры. Кроме того, экономика Германии не так сильно, как, например, Франция, Испания, Италия, Греция, зависит от туристической отрасли, по которой пандемия нанесла сокрушительный удар.

Опубликованные также в понедельник уточненные статистические данные показали, что ВВП Германии сократился в I квартале на 2,2% по сравнению с предыдущим (тогда как во Франции падение составило 5,8%). От более сильного спада экономику удержали, в частности, госрасходы (выросли на 0,2% квартал к кварталу) и строительство (+4,1%), тогда как частное потребление упало на 3,2%, а инвестиции – на 7%.

«По мере того как снимаются ограничения и восстанавливается экономика, господдержка будет оставаться ключевым фактором; ожидается, что ко 2 июня будет согласован новый пакет стимулирующих мер», – написали аналитики Morgan Stanley. Бундесбанк неделю назад тоже отметил, что «действия правительства создают позитивные импульсы для экономики». Власти объявили о фискальных мерах на 1,8 трлн евро ($1,96 трлн), включая поддержку бизнеса, гарантии по кредитам, компенсацию зарплат, налоговые льготы, увеличение расходов на здравоохранение.

Экономический стабилизационный фонд Германии и Lufthansa договорились о предоставлении национальному авиаперевозчику финансовой помощи в размере 9 млрд евро ($9,8 млрд) в виде займов, инвестиций и вложений в капитал, сообщила в понедельник компания. В обмен правительство станет собственником 20% акций Lufthansa и будет получать высокие дивиденды. В этот же день Ральф Бринкхаус, лидер партии Ангелы Меркель Христианско-демократический союз в бундестаге, выступил в поддержку дополнительных фискальных мер с целью увеличить инвестиции и потенциал экономического роста.