Меркель встала на защиту экономической целостности ЕС
Германия и Франция готовы помочь слабым членам блока путем создания фонда на 500 млрд евроЛидеры Франции и Германии на совместной видеоконференции 18 мая предложили создать в Евросоюзе фонд размером 500 млрд евро для поддержки экономики регионов, сильно пострадавших из-за пандемии COVID-19. Для экспертов это стало неожиданностью. Прежде канцлер Ангела Меркель была против такой инициативы французского президента Эмманюэля Макрона, которая предполагает первое в истории совместное привлечение заемных средств для всех 27 членов блока.
Изменить свою позицию Меркель побудили действия Конституционного суда Германии, пишет Reuters со ссылкой на знакомых с ситуацией людей. В начале мая тот поставил под сомнение законность программы скупки облигаций Европейского центрального банка (ЕЦБ) и главенство вышестоящего Европейского суда, признавшего эту программу законной в 2018 г. То решение Конституционный суд Германии назвал «невнятным» и обязал Бундесбанк прекратить скупку облигаций, если ЕЦБ в течение трех месяцев не докажет необходимость денежного стимулирования экономики.
До сих пор национальные суды не ставили под вопрос верховенство Европейского суда.
«Изначально позиции [Меркель и Макрона] сильно различались», – рассказал Reuters высокопоставленный дипломат. Но, по его словам, после решения Конституционного суда канцлер заявила, что теперь целостность ЕС «зависит от правительств». Это подтвердили агентству и другие дипломаты в Брюсселе, Париже и Берлине, знакомые с ходом переговоров Меркель и Макрона.
В конце марта руководители девяти стран ЕС, в том числе Франции, Испании и Италии, призвали блок выпустить общие бонды, чтобы привлечь средства для борьбы с экономическими последствиями коронавируса. Германия и другие северные государства выступили против. Еврогруппе (совету министров финансов стран еврозоны) только к середине апреля удалось договориться о пакете мер на 540 млрд евро для поддержки экономики. При этом ЕЦБ предупреждал Еврогруппу, что в этом году могут потребоваться совместные фискальные меры на 1,5 трлн евро.
Теперь Франция и Германия предложили Еврокомиссии (ЕК) занять 500 млрд евро и передать эти средства особо нуждающимся странам и отраслям. Погашать же этот долг, как предполагается, будут все страны блока. Но пока неясно, в какой пропорции. Меркель предложила на пресс-конференции, чтобы страны платили пропорционально своим вложениям в бюджет ЕС. Также неизвестно, на каких условиях будут распределяться деньги. Возможно, странам потребуется провести экономические реформы.
«Есть опасность, что сплоченность ЕС окажется под угрозой из-за вызванного пандемией экономического кризиса», – отметила Меркель на пресс-конференции. В свою очередь Макрон на вопрос о том, почему подобную инициативу представили лидеры двух стран, а не какой-то институт ЕС, ответил, что единство блока невозможно без единства Франции и Германии.
ЕК положительно отозвалась об этой инициативе и должна представить свой план восстановления экономики 27 мая. Но идею должны одобрить все 27 стран ЕС. Некоторые из них дали понять, что они против крупномасштабного перераспределения средств внутри блока. «Мы продолжаем выражать солидарность и поддерживать страны, которые сильнее всего пострадали от коронакризиса, но это должно делаться с помощью займов, а не грантов», – заявил канцлер Австрии Себастьян Курц, имея в виду, что пострадавшие получат деньги от ЕК. Аналогичную позицию занимают Нидерланды, Дания и Швеция.
Европа наконец-то сделала шаг в правильном направлении, а Берлин продемонстрировал готовность переступить некоторые границы, считают аналитики Bank of America (BofA). Но размер предлагаемого фонда слишком мал, чтобы решить все проблемы, и многое будет зависеть от того, как быстро будут задействованы эти средства, считают в BofA.
Хотя пандемия вызвала кризис во всех странах, восстановление экономики, вероятно, будет «асимметричным», говорится в отчете аналитиков ING. Предложение Франции и Германии вселяет надежду на то, что такой фонд все-таки будет создан, но это только начало дискуссии, отмечают в ING.
С одной стороны, возможности самостоятельного привлечения средств такими отягощенными долгами странами, как Италия и Греция, ограниченны. С другой – предложение погашать долг пропорционально взносам в бюджет ЕС может не понравиться той же Италии, так как у нее будут достаточно большие выплаты.
«В конце концов, это Европа, поэтому нет причин праздновать, пока не было длительных переговоров, поправок в предложения и компромиссов», – говорится в отчете ING.