Ажиотажный спрос перед изоляцией поддержал розницу в I квартале
Но в марте всплеск потребительских расходов и закончилсяВ I квартале 2020 г. экономику поддержал ажиотажный спрос на продукты и товары первой необходимости, которые население закупало перед введением режима изоляции из-за коронавируса. В марте оборот розничной торговли вырос на 5,6% в годовом выражении и на 10,2% по сравнению с февралем 2020 г., сообщил Росстат. За весь I квартал 2020 г. розница выросла на 4,3% к тому же периоду 2019 г.
Сильнее всего в марте выросли продажи непродовольственных товаров – на 6,4% в годовом выражении. Продажи продуктов увеличились на 4,7%, хотя год назад обе категории выросли примерно одинаково. Росстат объясняет такую разницу ослаблением рубля – люди закупались импортируемыми товарами и товарами с иностранными комплектующими.
Из-за коронавируса спрос на товары с длительным сроком хранения (крупы, консервы, бытовая химия и проч.) вырос еще в начале марта. Сначала ажиотаж пришелся на крупные онлайн-магазины, но к выходным 14–15 марта его ощутили и крупнейшие федеральные сети. В некоторых московских магазинах были пустые полки с крупами, отсутствовали популярные и дешевые товары, убедились журналисты «Ведомостей», посетив несколько десятков точек в разных частях Москвы. «Люди закупаются, делают запасы. Но это опережающие закупки тех товаров, которые люди и так бы покупали», – объясняла председатель Центробанка Эльвира Набиуллина 22 марта.
В период ажиотажа спрос вырос почти на все продукты, поскольку люди, оставшись дома, стали больше готовить, указывают эксперты Центра социального проектирования «Платформа». Только за вторую неделю марта люди закупились на 80 млрд руб., проанализировал потребительскую активность россиян Сбербанк. Почти на 25% по сравнению с январем – февралем выросли покупки электроники и бытовой техники. На третьей неделе месяца потребительские расходы прибавили еще 5,5% ко второй неделе марта, но по структуре трат наибольший прирост перешел от техники к лекарствам и медицинским товарам, писали аналитики Сбербанка.
Розницу в марте помимо ажиотажного спроса могла подстегнуть и девальвация рубля, говорит главный экономист BCS Global Markets Владимир Тихомиров. По итогам года оборот в рознице может упасть на 3,8% при условии, что наиболее ощутимое падение будет во II квартале (около 5%), с плавным восстановлением в III и IV кварталах (-3 и -1,5% соответственно), делится расчетами он. Традиционно розница сильно не падает, поскольку весомая доля приходится на продовольствие и товары первой необходимости, которые продолжают покупать в кризис, объясняет экономист, и ослабление курса рубля было относительно умеренным на фоне значительного падения цен на нефть. К тому же потребительский спрос еще долго будет слабым, поведение изменится — люди будут склонны больше сберегать, резюмирует Тихомиров. Вряд ли люди во время восстановления будут больше сберегать, хотя, вероятно, появится страх совершать какие-то серьезные траты, спорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова, к тому же инфляция ускорилась — больше придется направлять на сохранение привычного образа жизни. Скорее расходы будут перераспределяться, заключает Орлова.
Уже с 23 марта всплеск спроса на потребительские товары стал подходить к концу и теперь потребительские расходы россиян, по данным Сбербанка, сокращаются от недели к неделе. Розничные продажи в России в апреле сократились более чем на 35%, говорил президент Владимир Путин 14 апреля. По его словам тогда, «это говорит о том, насколько резко, практически одномоментно, сжался рынок» в условиях пандемии коронавируса.
Сейчас потребители совсем в других условиях — сокращения зарплат, увольнений и др., перечисляет Орлова. В апреле потребление может снизиться примерно на 15% (при сокращении ВВП на 20%), приводит оценки экономист, а по итогам II квартала — на 8% (при аналогичном сокращении ВВП). К 22 апреля эксперты BCG и «Ромира» увидели снижение потребительского спроса по 90% категорий продуктов и услуг. Их респонденты также сообщили о планах на несколько месяцев сократить траты на алкоголь и продукты, в том числе за счет перехода к более дешевым маркам и отказа от продуктов не первой необходимости.