Центробанк снизил ключевую ставку до 5,5% для поддержки экономики

Регулятор объявил о смягчении денежно-кредитной политики
Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина/ Станислав Красильников / ТАСС

Совет директоров Центробанка снизил ключевую ставку на 50 б. п. до 5,5%. Снижение соответствует консенсус-прогнозу большинства опрошенных Reuters аналитиков. 

Ситуация в мировой и российской экономиках кардинально изменилась с момента прошлого заседания совета директоров ЦБ в марте, указывает регулятор. Принятые меры для борьбы с пандемией тормозят развитие экономики, а также оказывают «значительное и продолжительное» дезинфляционное влияние. Этот эффект даже компенсирует временные проинфляционные риски, связанные с падением цен на нефть. В связи с этим ЦБ объявил, что пересмотрел базовый сценарий прогноза и переходит в область мягкой денежно-кредитной политики. По прогнозу регулятора, годовая инфляция составит 3,8–4,8% по итогам 2020 г., а вместо ожидавшегося еще в январе роста экономики по итогам года будет спад на 4–6%.

ЦБ

«При развитии ситуации в соответствии с базовым прогнозом Банк России допускает возможность дальнейшего снижения ключевой ставки на ближайших заседаниях. Банк России будет принимать решения по ключевой ставке с учетом фактической и ожидаемой динамики инфляции относительно цели, развития экономики на прогнозном горизонте, а также оценивая риски со стороны внутренних и внешних условий и реакции на них финансовых рынков»

Решение Центробанка ожидаемое и важно, что есть возможность для дальнейшего снижения, говорит директор финансового центра «Сколково» – РЭШ Олег Шибанов: сейчас экономическая ситуация довольно болезненная – нужно будет решать вопрос поддержки экономики. В ближайшие полгода возможно снижение до 5%, предполагает экономист, но это сильно зависит от поведения сырьевых рынков. Всё может резко поменяться, так как экономика каждую неделю может показывать всё менее приятные прогнозы, подчеркивает он.

Центробанк дал четкий сигнал о продолжении смягчения денежно-кредитной политики, ставка в 5% к концу года выглядит весьма вероятной, поддерживает и главный аналитик «Нордеа банка» Татьяна Евдокимова. Падение спроса настолько существенное, что инфляционные риски характеризуются как краткосрочные – фокус явно смещается на поддержку экономики.

Масштаб экономического спада будет значительным и реальному сектору нужна явная поддержка – именно для антикризисных мер подходит явное снижение, стандартного шага в 25 б. п. было бы недостаточно, поддерживает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.

Большее снижение в пользу поддержки экономики – это, скорее, тактический и политический ход для ЦБ, рассуждал главный экономист BCS Global Markets Владимир Тихомиров накануне решения ЦБ. Так регулятор дает сигнал, что готов поддерживать реальный сектор. Правительство не выдает населению деньги напрямую, как в некоторых странах, а действует через кредитные механизмы и субсидии – именно при таких механизмах нужна явная поддержка ЦБ, его готовность делать долговую нагрузку менее ощутимой, снижая ставку, подтверждал Коныгин. 

Еще в начале апреля Центробанк дал рынку сигнал о снижении ставки, а за неделю до заседания уточнил, что это основной вариант развития событий уже на ближайшем заседании. Всего за месяц позиция ЦБ значительно смягчилась, этого мало кто ожидал, говорил в середине апреля главный экономист РФПИ Дмитрий Полевой: раньше снижение ставки на 50 б. п. казалось возможным лишь во втором полугодии 2020 г., и это был довольно смелый прогноз.

Однако на «неделе тишины» появился новый фактор неопределенности: случился исторический обвал цен на североамериканскую нефть WTI, а вслед за ним начали падать цены на фьючерсы и нефти марки Brent с поставкой в июне 2020 г. К утру 21 апреля цены на WTI вернулись к положительному значению, но июньские фьючерсы Brent подешевели почти на 25%. По данным на 13.00 мск, доллар стоил на Московской бирже 74,72 руб., евро – 80,42. Фьючерс на баррель Brent с поставками в июне –  $21,1.

Несмотря на ситуацию на нефтяном рынке, аналитики продолжали ждать снижения ключевой ставки, называя низкую инфляцию и кризисное положение в экономике из-за коронавируса более существенными факторами.