Борис Титов предлагает помогать не только компаниям пострадавших отраслей

Поддержку должны получить все те, у кого сильно упала выручка
Андрей Гордеев / Ведомости
Андрей Гордеев / Ведомости

Более половины (54%) предпринимателей к 20 апреля были вынуждены остановить работу, показал еженедельный мониторинг. Его результаты бизнес-омбудсмен Борис Титов направил президенту Владимиру Путину. «Ведомости» ознакомились с копией, ее подлинность подтвердил представитель бизнес-омбудсмена, пресс-секретарь президента не ответил на запрос. Мониторинг составляется на основе опроса 1000 малых, средних и крупных предприятий во всех регионах России, который проводит Федеральная служба охраны (ФСО) для бизнес-обмудсмена.

Цепочки поставок рвутся и под ударом оказались не только те отрасли, которые попали в список пострадавших, их значительно больше, говорится в письме Титова. Попадание в перечень пострадавших дает право на льготные кредиты, субсидии на выплату зарплат (12 130 руб. на сотрудника), а также налоговые и кредитные отсрочки. Список постепенно расширяется. Так, к авиа- и автоперевозкам, организации досуга и развлечений, туристическим услугам и гостиничному бизнесу добавились зоопарки, музеи, торговля одеждой и автомобилями. Минфин предлагает включить в перечень ювелирную отрасль, столкнувшуюся еще в марте с падением спроса на 70%.

Титов предлагает вовсе отказаться от привязки к перечню и вместо него использовать два критерия для предоставления помощи: если выручка за апрель – март упала больше чем на 30% по сравнению с январем – февралем и предприятие сократило не более 10% сотрудников с 28 марта. При этом получать поддержку должны не только малый и средний бизнес, но и крупные предприятия, считает он.

Сейчас подход формальный, помощь получает тот, кто проходит как пострадавший по основному виду деятельности, говорит председатель московской «Деловой России» Денис Назаров. Но в России только у четверти гостиниц такой вид деятельности главный, остальные не могут обратиться за поддержкой, объясняет он. Кризис из-за пандемии уже начинает «бить по площадям», компаниям-поставщикам, арендодателям, рынку недвижимости, перечисляет Назаров. Если помогать всем, у кого упала прибыль на 30%, пострадавшими можно признать до половины компаний Московского региона, подсчитал он. Две трети из них пока сохраняют персонал, таким образом, только в Москве за помощью смогут обратиться более 250 000 компаний и индивидуальных предпринимателей.

Не пострадавших отраслей уже нет, за исключением, может быть, продуктового ритейла, говорит предприниматель Алексей Петропольский, поэтому помогать нужно всем.

Пока чиновники договорились потратить на борьбу с вирусом и поддержку экономики 2,8% ВВП, оценил министр финансов Антон Силуанов. Это прямые расходы бюджета, недополученные доходы от снижения страховых взносов и введения налоговых отсрочек, а также госгарантии. Но прямая помощь не превышает 0,3% ВВП, указывали аналитики Альфа-банка. Экономисты в докладе «Коронакризис 2020» фонда «Либеральная миссия» призывали увеличить поддержку экономики на 5–10% ВВП, в том числе предусмотреть прямые выплаты всем пострадавшим, и оказать более серьезную поддержку бизнесу.

Поддержка сейчас распространяется, прежде всего, на системообразующие, стратегические компании (им власти пообещали субсидирование 6% ставки кредитов на пополнение оборотных средств, на 50% такие кредиты будут обеспечены госгарантиями. – «Ведомости»), а также на малый и средний бизнес, но, как показывает практика, этого может быть недостаточно, согласен управляющий партнер EY по странам СНГ Александр Ивлев (передал слова его представитель). Необходимо увеличивать охват, эффективность и прозрачность правил предоставления налоговых отсрочек, получения льготных кредитов, считает он. А по отдельным налогам ввести каникулы, предлагает Ивлев. Письмо с таким предложением в правительство также направлял Российский союз промышленников и предпринимателей.

Недоволен помощью и бизнес, который уже получил поддержку. Выплата в 12 130 руб. «лучше, чем ничего», но ведь государству столько же пришлось бы платить как пособие по безработице, замечает Петропольский. Большая часть опрошенных компаний (75%) считают, что эффект от помощи бизнесу на выплату зарплат будет положительным, но только 5% верят, что субсидии позволят не сокращать персонал, показал опрос 1400 компаний, проведенный Центром стратегических разработок. Только 28% респондентов уверены, что мера позволит сохранить зарплаты сотрудникам, следует из опроса. Например, IT-индустрии реально поможет отмена налогов с зарплат (НДФЛ и страховые взносы) и платежей до конца года, говорит президент ассоциации разработчиков программного обеспечения «Руссофт» Валентин Макаров.