Бизнес не будут проверять даже из-за рисков сговора
ФАС временно лишилась основного инструмента борьбы с картелямиС 3 апреля контролеры могут проверять бизнес только с помощью внеплановых проверок, связанных с угрозой жизнью и здоровью. Еще одно основание – решение проверить конкретную компанию президента или правительства. Попросить провести проверку может прокуратура. Это касается как малых и средних предпринимателей, так и крупных компаний. Даже разрешенные проверки должны в основном проводиться через видео или аудиосвязь. Выезжать на место можно только по согласованию с прокуратурой при угрозе жизни и здоровью людей.
Некоторые службы уже в марте добровольно остановили выездные проверки из-за распространения коронавируса – например, Федеральная налоговая служба. Но Федеральная антимонопольная служба (ФАС) тогда настаивала, что ее проверки именно из-за сложной ситуации отменять опасно. Выездные проверки ФАС – тоже способ защитить население и не дать ценам на жизненно важные товары, лекарства, маски вырасти, а недобросовестным компаниям – нажиться на сложной ситуации, объяснял тогда «Ведомостям» начальник управления ФАС по борьбе с картелями Андрей Тенишев. Теперь и их решено отменить.
Картели – это одно из тяжелейших нарушений антимонопольного законодательства, раковые опухоли экономики, отмечал статс-секретарь, замруководителя ФАС Андрей Цариковский. В 2019 г. ФАС выявила 926 антиконкурентных соглашений, большинство из которых – сговор на торгах, в том числе между властью и поставщиками, при том что через систему закупок распределяется более четверти ВВП страны, отметил он. Государство и госкомпании в 2019 г. осуществили закупки почти на 30 трлн руб., по данным zakupki.gov.ru.
В марте ФАС уже возбудила дела по признакам картеля на рынке медицинских масок, увидела признаки картельных сговоров между продавцами гречки. А Генпрокуратура поручила ФАС оценить обоснованность роста цен на имбирь, чеснок и лимоны. Но теперь территориальные органы смогут только ежедневно следить за ценами в магазинах, а при резком росте – написать запрос в компании. Это два инструмента, которые остались у службы.
«Проверки будем проводить в соответствии с антимонопольным законодательством – по требованиям прокурора», – говорит Тенишев. На запросы информации и мониторинг запрет не распространяется.
Теоретически картельные проверки в сфере медицинского оборудования или лекарств могут трактоваться как связанные с жизнью и здоровьем и проводиться по согласованию с прокуратурой, считает партнер, руководитель антимонопольной практики BCLP Николай Вознесенский. Контроль же за ценами не пострадает, говорит он.
С переходом многих компаний на удаленный режим работы проводить проверки действительно сложно, отмечает партнер Baker McKenzie Антон Суббот. При этом проверки возобновятся, как только будет снято это ограничение, значит, нарушители все равно будут привлечены к ответственности, рассчитывает он. Нарушения, совершенные сейчас, могут быть выявлены позже, согласен Вознесенский, проверки охватывают период до трех лет. Конечно, доказательства могут быть уничтожены, но ФАС успешно расследует дела по косвенным признакам, добавляет партнер адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Анна Нумерова.
Если ФАС не будет проводить проверки, добросовестному бизнесу будет легче – внезапные проверки сильно усложняли бы работу, считает Нумерова. Недобросовестным предпринимателям действительно будет проще совершить сговор, но в такой сложной экономической обстановке важнее не наказать невиновного, говорит она.
Без проверок ФАС ускорятся деловой оборот и процесс госзакупок, а на уровень коррупции – взяток между заказчиком и исполнителем госконтракта – это почти никак не повлияет, считает сопредседатель рабочей группы «Конкуренция» «Деловой России» Сергей Колесников. Классических картелей на товарных рынках в России практически нет, а на госторгах борьба ФАС с картелями пока не дает ощутимых результатов, полагает он.
После снятия этих ограничений первыми попадут под контроль крупные нарушители госзаказа, предполагает Суббот.