Инвесторы дождались механизма защиты их инвестиций

Бизнес сможет претендовать на неизменность правил и возмещение расходов на инфраструктуру
Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

Законопроект о защите и поощрении инвестиций (СЗКП), которого инвесторы ждали два года, вот-вот вступит в силу. На прошлой неделе его одобрил Совет Федерации, а на этой должен подписать президент Владимир Путин. После многочисленных обсуждений законопроект превратился в еще один инструмент поддержки инвестиционных проектов, не создающий рисков для рынка ГЧП и концессий, говорят опрошенные «Ведомостями» эксперты. В принятой в первом чтении версии проекта предлагалось распространить его действие на концессии, что могло привести к коллапсу на рынке инфраструктуры, предупреждал бизнес. Бизнес не получит стабилизацию тарифов, но инвесторы смогут претендовать на неизменность правил ведения бизнеса и возмещение расходов на инфраструктуру.

Что получит инвестор

Если при реализации инвестиционного проекта компания построит обеспечивающую инфраструктуру, которая нужна только для этого проекта, инвестор сможет вернуть до половины затрат, а если она будет полезна другим компаниям или людям – даже полностью. Также бизнес сможет возместить расходы на выплату процентов по кредитам и займам, купонных платежей по облигационным займам, но на сумму налоговых выплат от инвестиционного проекта. Впрочем, можно получить господдержку и в другой форме, но главное, чтобы размер господдержки не превышал инвестиции в проект.

На проекты, по которым заключены соглашения, не будут распространятся новые правила, увеличивающие сроки процедур, необходимых для проектов, устанавливающие дополнительные требования и увеличивающие платежи по проекту. Например, для строительных работ проектов устанавливается мораторий на новые правила в три года. То есть в это время не будут применяться новые требования к застройке территорий, подключению к сетям, порядок прохождения экспертизы проектной документации.

Стабилизационная оговорка вводится и для налогов – так, с момента включения подписанного соглашения в специальный реестр соглашений не меняются ставки и правила выплаты налога на имущество организаций и транспортного налога.

Инвесторы также смогут претендовать на субсидии, льготные кредиты, долгосрочные условия поставки товаров естественными монополиями. Инвестор сможет договориться о создании и модернизация инфраструктуры для проекта с естественными монополиями (и другими регулируемыми организациями), но должен будет компенсировать их расходы.

Если инвестор сам выступил с инициативой, соглашение может быть подписано без конкурса (при этом инвестор должен представить на рассмотрение бизнес-план, финансовую модель проекта, разрешение на строительство и т. д.), если инициатор – регион или федеральные власти, конкурс обязателен. Чтобы рассчитывать на господдержку, инвесторы региональных проектов должны вложить минимум 200 млн руб. и не более 1 млрд руб. Если это федеральный проект – зависит от его сферы. Например, в сфере здравоохранения, культуры и образования минимальный размер инвестиций – 250 млн руб., цифровой экономики и сельского хозяйства – 500 млн руб., обрабатывающего производства – 1,5 млрд руб. В остальных секторах минимальный порог – 5 млрд руб. Вряд ли ли механизм серьезно повлияет на инвестиционную активность в условиях кризиса, хотя уверенность соглашения инвесторам могут дать, говорит руководитель российской практики в области ГЧП Dentons Владимир Килинкаров. Но из-за высоких порогов вряд ли механизм станет универсальным и будет массово применяться, опасается он.

Не смогут подписать соглашения финансовые организации, строители жилья, торговых центров и офисов, производители жидкого топлива, табака и алкоголя, а также нефтегазовые компании. Исключение сделано для проектов сжиженного газа.

Кого может заинтересовать инструмент

Чтобы запустить процесс подписания новых соглашений, правительству еще нужно утвердить множество нормативных актов, в том числе – критерии объектов обеспечивающей и сопутствующей инфраструктуры, определить порядок возмещения затрат на инфраструктуру и др. Бизнес ждет новый инструмент, говорит партнер KPMG Нина Гулис. Но пока не будут приняты подзаконные акты, сложно сказать, как механизм будет работать и сможет ли помочь инвесторам, говорит Килинкаров.

В инструменте нет ничего революционного, гарантии и поддержку можно уже получить по механизму специальных инвестиционных контрактов (СПИК), говорит руководитель InfraOne Research Александра Галактионова. В законопроекте о защите инвестиций более детально прописан порядок взаимодействия с регулируемыми организациями о создании сопутствующей инфраструктуры, но решение остается за последними.

В СПИК закрепляются конкретные меры поддержки, а в СЗПК главное – стабилизационная оговорка, рассказывает старший юрист Национального центра ГЧП Анна Батуева. При этом СПИК помогает распространению современных технологий в промышленности, а СЗПК может быть интересен транспортным, промышленным, цифровым и сельскохозяйственным проектам, где объекты создаются для пользования в частной собственности, считает она. Механизм интересен компаниям, которые вкладываются в инфраструктуру во время реализации инвестиционного проекта, это инвесторы в крупные металлургические, химические проекты, предприятия промышленного обрабатывающего производства, считает Гулис. Минфин рассчитывает привлечь с помощью соглашений о защите инвестиций до 10 трлн руб., говорит его представитель. Завершение инвестиционной фазы и получение первой выручки до 2024 г. – приоритет при выборе мер поддержки, рассказывает он. Уже идут переговоры по инвестиционным проектам в сфере развития общественного транспорта в регионах, нефтегазохимии, лесопереработки, экологии, создания цифровых продуктов, агропромышленного комплекса, перечисляет представитель Минфина.

Концессии напрямую законопроект не затрагивает, но если инвестор кроме концессионного соглашения подпишет СЗПК, то действие последнего соглашения будет приоритетным. Например, инвестор сможет потребовать только возмещения реального ущерба и если вложил обещанные деньги, предупреждает Батуева. Для очень крупных транспортных проектов (инвестиции от 300 млрд руб.) власти обещают не ухудшать финансовые показатели проекта, но созданная транспортная инфраструктура должна переходить в госсобственность.

Но пока в условиях кризиса инструмент может оказаться невостребованным, предупреждает партнер Dentons Василий Марков. В период кризиса любая господддержка важна, спорит Гулис, хотя многие компании будут вынуждены пересмотреть инвестиционные планы. Но механизм может помочь тем компаниям, которые уже начали реализовывать инвестиционные проекты, как раз им необходима поддержка и определенные гарантии, заключает она.