Правительство и регионы ускорят перераспределение бюджетных расходов в 2020 году
Специальная комиссия должна согласовывать антикризисные траты за три дня
Правительство сможет быстрее распоряжаться деньгами федерального бюджета во время кризиса. Законопроект, который разрешает чиновникам пополнять резервный фонд без внесения поправок в бюджет, в середине марта внес в Госдуму председатель комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров. Но в его версии ко второму чтению (поправки были опубликованы 28 марта) Макаров предложил еще больше расширить права властей распоряжаться бюджетом.
Главное изменение – создание новой специальной комиссии Федерального собрания, которая будет одобрять перераспределение бюджетных денег в 2020 г. В нее войдут по семь представителей от Госдумы и Совета Федерации. На рассмотрение предложений Минфина у комиссии будет три дня, если она не примет решение за этот срок, правительство сможет самостоятельно внести изменения в бюджетную роспись.
Сами же чиновники могут получить больше возможностей распоряжаться бюджетными деньгами. «Ведомости» собрали основные полномочия, которые законопроект предлагает дать правительству и региональным властям:
Правительству дать право:
менять бюджетную роспись в 2020 г. без поправок в закон о бюджете для поддержки отдельных отраслей и борьбы с вирусом;
превысить лимит на госгарантии в 2020–2022 гг. Сейчас в программе госгарантий по кредитам и займам заложено 30 млрд руб. При этом дополнительные госгарантии не должны превышать лимит внутреннего госдолга (в 2020–2022 гг. внутренний госдолг не может превышать 13 трлн руб., внешний – $64,4 млрд). Помочь может сокращение внутренних займов, пишут авторы законопроекта в пояснительной записке к нему;
занимать сверх зафиксированного бюджетом лимита на внутренние и внешние займы;
увеличивать расходы федерального бюджета без поправок в бюджет за счет денег резервного фонда правительства, пополненного деньгами от продажи правительству доли ЦБ в Сбербанке и дополнительных ненефтегазовых доходов;
дополнительно продавать драгоценные металлы и камни из Госфонда на сумму, определенную правительством.
Регионам и муниципалитетам дать право:
увеличивать расходы и превысить лимит дефицита бюджета (сейчас – 15% от доходов и 10% для регионов, которые получают большую сумму дотаций; для муниципальных бюджетов еще меньше – 10 и 5% соответственно);
превысить лимит госдолга на сумму потраченных на борьбу с вирусом денег и недополученных доходов;
самостоятельно менять бюджетные росписи, если деньги перераспределяются на поддержку отраслей и борьбу с вирусом.
Изменения нужны, чтобы обеспечить своевременное финансирование мер, необходимых для предотвращения кризиса, говорит представитель Минфина. При этом право вносить корректировки в бюджетную роспись в упрощенном и оперативном режиме без изменения закона о бюджете ограничено по срокам до конца 2020 г., обращает внимание он.
Логично ускорить внесение изменений в бюджет, времени на долгие согласования нет, считает Александра Суслина из Экономической экспертной группы. Но важно четко определить полномочия новой комиссии и продумать ее состав, считает она, мало кто настолько квалифицирован, чтобы единолично принимать решения о быстром распределении бюджетных денег. Слишком высок уровень ошибок и неэффективных решений, скорость имеет значение, но это не должно приводить к полному самоуправству.
Разрешить правительству без согласования со всем парламентом вносить поправки в бюджет – большой риск, согласен главный экономист BCS Global Markets Владимир Тихомиров. Но сейчас ситуация складывается так, что в регионах или отдельных отраслях тысячи людей могут начать одновременно терять работу, сильно вырастет нагрузка на бюджет и региональным и федеральным властям необходимо действовать быстро, отмечает он. Но важно прописать, что изменения – это именно чрезвычайные меры, надолго снижать контроль за бюджетом нельзя, подчеркивает Тихомиров, это оправдано только в случае риска острой нехватки денег.