Инвестиционные проекты могут остаться в 2020 году без денег

Чиновники решают, стоит ли расходовать фонд национального благосостояния
Непонятно, есть ли вообще спрос на деньги фонда национального благосостояния
Непонятно, есть ли вообще спрос на деньги фонда национального благосостояния / Денис Абрамов / Ведомости

Чиновники могут отложить инвестирование накопленных в фонде национального благосостояния (ФНБ) резервов. До сих пор они рассчитывали с 2020 г. вкладывать примерно по 300 млрд руб. из ФНБ в разные проекты ежегодно. Но о возможном переносе таких инвестиций 13 марта предупредил первый вице-премьер Андрей Белоусов на встрече с бизнесом. «Цена на нефть сейчас ниже цены отсечения – $42 с небольшим за баррель. Поэтому я, честно говоря, сомневаюсь, что будут тратиться средства ФНБ», – сказал он. Окончательного решения нет, все зависит от того, превысит ли ликвидная часть ФНБ после сделки по покупке Сбербанка у ЦБ и продажи валюты 7% ВВП, объясняет федеральный чиновник. Инвестирование средств ФНБ будет рассматриваться с учетом необходимых накопленных ликвидных средств, говорит представитель Минфина.

Сейчас по бюджетному правилу власти не накапливают, а продают резервы: нефтегазовые доходы при цене на нефть выше $42,4 за баррель поступают в резервы, а когда цена на нефть опускается ниже, ЦБ продает накопленную в ФНБ валюту. После того как Россия вышла из соглашения с ОПЕК о сокращении добычи нефти, цены на нее рухнули ниже цены отсечения бюджетного правила. В ближайшее время они останутся в диапазоне $30–40 за баррель, считают аналитики, опрошенные Reuters. При ценах на нефть около $35 за баррель придется жить достаточно долго, предупреждал Белоусов. А министр энергетики Александр Новак считает, что до $40–45 за баррель цены могут вырасти только во второй половине года.

Вкладывать накопленные в ФНБ резервы в проекты власти могут, когда ликвидная часть фонда достигнет 7% ВВП. Такая возможность должна появиться у правительства в этом году. На 1 марта 2020 г. в ФНБ было 8,2 трлн руб., из них ликвидная часть – 6,6 трлн руб. При этом девальвация рубля приводит к росту ФНБ в рублевом выражении. Общий размер поступлений вырос, исходя из переоценки ФНБ, говорил министр финансов Антон Силуанов.

Но в 2020 г. чиновникам предстоит потратить часть накопленного в ФНБ на покупку Сбербанка у ЦБ. Также чиновники рассчитывают забрать из ФНБ около 600 млрд руб., чтобы профинансировать расходные обязательства, говорил Силуанов, хватит средств и на сделку. Даже с учетом финансирования дефицита (0,9% ВВП) и покупки пакета Сбербанка в резервных активах ФНБ останется более 7% ВВП на конец года, заверил замминистра финансов Владимир Колычев. Каждый доллар за баррель нефти ниже среднегодовой цены $50 за баррель означает дефицит бюджета в $2 млрд в год, отмечает главный экономист ING Дмитрий Долгин, тогда как ликвидных средств ФНБ сейчас $150 млрд. Сделка со Сбербанком – исключение, средства от продажи вернутся в бюджет, продолжает он.

В конце 2019 г. Минфин предлагал вкладывать накопленные резервы во внутренние инфраструктурные проекты, а часть средств потратить на кредиты другим государствам для покупки российской продукции. Взамен Минфин ждал собственных вложений в проекты.

Нужно понять, будут ли вообще компании в этом году выполнять инвестиционные планы: сейчас из-за слабого спроса стимулы для инвестиций сократились, говорит директор Центра развития Высшей школы экономики Наталья Акиндинова. Более актуальная повестка для правительства сегодня – поддержка текущего спроса, так как прогнозируется очередное падение доходов и сильное сокращение деятельности или вообще остановка работы в отдельных секторах, объясняет она. В условиях сильного падения цен на нефть приоритеты ФНБ смещаются в сторону финансирования дефицита бюджета, согласен Долгин.

Вряд ли сейчас нужны деньги ФНБ и бизнесу. Большого спроса со стороны инвесторов в инфраструктуру на средства ФНБ при текущих условиях их предоставления нет, рассказывает партнер EY Дмитрий Ковалев. Если такие деньги будут предложены на условиях возвратности и платности на уровне, например, доходности ОФЗ, условия вряд ли будут востребованы и нужны рынку, говорит он. Разность в ставках между доходностью ОФЗ и займами для качественного проекта с квалифицированными акционерами – 1–2% годовых, но с учетом сложностей с получением этих денег, транзакционных издержек и рисков, ассоциированных с деньгами ФНБ, на этапе реализации проекта деньги становятся менее интересными, а некачественные проекты просто не смогут их получить, объясняет Ковалев. Из-за падения цен на нефть вряд ли будут готовы получить средства ФНБ и экспортно-ориентированные сырьевые компании: они могут пересмотреть потребность в инвестиционных проектах, что повлияет и на интерес к средствам ФНБ, говорит партнер PwC Михаил Баженов.