Государству не удается привлечь частные инвестиции в нацпроект «Экология»

Чтобы изменить ситуацию, нужно расширить инструменты поддержки, считают эксперты
Государству не удается привлечь существенные частные инвестиции в нацпроект «Экология» – риски слишком высоки
Государству не удается привлечь существенные частные инвестиции в нацпроект «Экология» – риски слишком высоки / Максим Стулов / Ведомости

Доля внебюджетных денег, которые правительство запланировало привлечь в нацпроект «Экология», составляет 79,8%, или 3,2 трлн из 4 трлн руб. Без них невозможно достигнуть поставленных целей, констатировал председатель комитета Совета Федерации по природопользованию Алексей Майоров на совещании о механизмах финансирования нацпроекта. Пока частные инвестиции в нацпроект минимальны – возможно, из-за недостаточно проработанного механизма их привлечения, предположил он.

Риски поднимают ставки

Механизмы для привлечения инвестиций уже есть – например, концессии и проекты государственно-частного партнерства, напомнила исполнительный директор Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) Светлана Бик. Но проблема в высоких рисках, управлять которыми инвестор не в состоянии и которые не покрываются ни соглашениями, ни гарантиями, объяснила она.

Сейчас частным инвесторам, вошедшим в экологические проекты, грозят изменение тарифов или законодательства, протесты населения или неплатежи, говорилось в презентации НАКДИ.

У операторов мусора из-за неплатежей возникли серьезные кассовые разрывы, у 10 операторов дебиторская задолженность на конец 2019 г. превышала 1 млрд руб., сообщал ранее «Ведомостям» участник рынка. Минприроды тогда же сообщало, что собираемость платежей достигла в среднем по России 70%. Ведомство признавало, что в 17 регионах операторы могут вообще прекратить свою деятельность. Но финансовая модель не выдерживает собираемости платежей даже на уровне 90%, сказано в презентации. Поэтому 70% – это победа, но не в контексте инвесторов, у них продолжает расти дебиторская и кредиторская задолженность.

Все мечтают о дешевых и длинных деньгах, но в таких условиях они не придут, потому что «на войне деньги короткие и дорогие», констатировала Бик.

Проекты в основном с длинным сроком, непонятной доходностью и повышенными рисками, подтвердил управляющий директор по структурному финансированию банка «Открытие» Михаил Антоников. Для банка, который просят выступить кредитором, часто не ясно, что будет источником получения прибыли, признался он, тем более что на рынке есть хорошая альтернатива.

Оператора заждались

Чтобы привлекать частные деньги в отрасль, работающую с коммунальными отходами, создан Российский экологический оператор (РЭО), он имеет право входить в капитал и давать поручительство, напомнил замминистра природных ресурсов Денис Храмов. Пока РЭО отсмотрел около 300 проектов общей стоимостью 200 млрд руб., уточнил он. Но о начале инвестиций пока не сообщалось.

63%

всех необходимых внебюджетных средств в нацпроект «Экология» (без учета проекта «Внедрение наилучших доступных технологий») можно привлечь через зеленые облигации, подсчитал Шевеленков

Механизмов поддержки может стать больше, рассказал Храмов: ведется работа над возможным участием РЭО в договорах инвестиционного товарищества, над предоставлением займов операторам и инвесторам, над приобретением у этих организаций долговых обязательств, выпущенных для финансирования проектов. Возможны также финансовые инструменты на «безвозмездной, безвозвратной» основе, сообщил замминистра, в частности возмещение российским кредитным организациям недополученного дохода по выданным льготным кредитам, т. е. компенсирование процентных ставок.

Механизмов нужно больше, согласна директор «ВЭБ.Инфраструктуры» Светлана Дубинчина. Медленное разворачивание мер поддержки РЭО – боль игроков сектора и финансирующих организаций, сказала она.

Представитель РЭО не ответил на запрос «Ведомостей».

Зеленые облигации

Одним из механизмов привлечения денег могли бы стать зеленые облигации – долговые инструменты, предназначенные для финансирования экологических проектов. Для их эмитентов правительство готово предоставлять субсидии для компенсации 70% от затрат на выплату купонного дохода, напомнил Майоров. Но пока только для проекта по переходу на наилучшие доступные технологии.

В августе на Московской бирже начала работать отдельная платформа – сектор устойчивого развития, где размещаются зеленые облигации, а также облигации нацпроектов. В ноябре был размещен выпуск зеленых облигаций банка «Центр-инвест» номинальной стоимостью 250 млн руб., рассказал директор департамента долгового рынка Московской биржи Глеб Шевеленков, финансирование пойдет на проекты по возобновляемым источникам энергии, эффективному использованию электроэнергии и экологически чистому транспорту. Покупателями облигаций стали не только банки (38%) и управляющие компании (34%), но и граждане (18%) и международные инвесторы (10%), отметил он.

Зеленые облигации – это несанкционный механизм привлечения дешевых денег, с помощью которого экология может стать драйвером роста, сказал Храмов.

Несмотря на существенное отставание российских механизмов поддержки зеленых проектов от зарубежной системы подобного финансирования, все же в России намечается рост возможностей для привлечения инвестиций, считает председатель правления АНО «Равноправие» Наталья Соколова.

Но российским компаниям нужно уже сегодня приступать к изучению этих механизмов, советует она, чтобы получить государственную поддержку – программы субсидирования ограничиваются сроком исполнения национальных проектов, т. е. осталось всего пять лет.

Впрочем, пока суммы, выделенные в бюджете на предоставление субсидий, не позволяют рассчитывать на прорывное развитие капиталоемких отраслей экологизации производства и ресурсосбережения, отмечает Соколова.