Суд показал грань между концессиями и госзаказом
Но законодательного разграничения все еще нетУ инвесторов снова возникают проблемы из-за концессий, слишком похожих на госзаказ. Показательной может стать попытка построить по концессиям несколько школ и детских садов в Республике Тыва. В феврале Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа вынес решение по спору между ее властями и региональным управлением ФАС. Это первое постановление суда кассационной инстанции по таким делам, говорится в материалах платформы «Росинфра».
Заинтересованное лицо, ООО «Ак-Даштыг», пожаловалось в тывинское УФАС на то, что выбор концессионеров по восьми проектам прошел с нарушением. УФАС согласилось, отметив, что выбор компаний прошел в обход закона о госзакупках, и постановило расторгнуть все восемь концессий. Министерство образования и науки, которое представляло государство в концессии, не согласилось с УФАС и обратилось в арбитражный суд, чтобы признать решение незаконным. Но суд пришел к выводу, что вместо концессионного соглашения были фактически заключены договоры подряда, предусматривающие строительство за счет собственных средств, с последующей компенсацией государством. Раз проект был включен в госпрограмму по развитию образования, значит, должны были применяться строгие правила – строительство по госзаказу, решил суд. Апелляционная инстанция оставила решение суда первой инстанции без изменений.
Со знаменитого «башкирского дела» прошло три года. Тогда ФАС сочла, что концессия на строительство дороги Стерлитамак – Магнитогорск похожа на обычную госзакупку из-за компенсации из бюджета. И хотя следующий суд встал на сторону инвестора, компании «Башкирдорстрой», проект заморожен: строительство дороги так и не началось. Минэкономразвития подготовило поправки, которые должны были разграничить концессии и госзакупки, но законопроект так и не принят. Получить комментарии инвесторов не удалось. Представитель Минэкономразвития не ответил на вопросы «Ведомостей».
Проблемы разграничения действительно есть и этот вопрос требует решения, говорит представитель ФАС России.
Необходимо законом закрепить права инвесторов в инфраструктуру, говорили ранее «Ведомостям» эксперты – юристы компаний Herbert Smith Freehills, Hogan Lovells, You & Partners и др., а также банкиры и инвесторы.
В тывинском деле суд впервые обозначил четкие различия между госконтрактом и концессией, считает исполнительный директор Национального центра ГЧП Максим Ткаченко. И выводы суда могут помочь избежать неоднозначного толкования, считает он. Хотелось бы, чтобы этот случай не стал прецедентным и не создал новых барьеров для запуска концессий в стране. Ведь если следовать логике суда, то все концессии могут быть оспорены, так как цель их реализации заключается в эффективном использовании госимущества и повышении качества выполняемых работ и оказываемых услуг, заключает Ткаченко.