Южнее Москвы может появиться платный дублер МКАД
Построит его новичок на инфраструктурном рынке – ГК «Регион»Группа компаний «Регион», которую участники рынка связывают с «Роснефтью», выходит на рынок крупных инфраструктурных проектов. Она намерена инвестировать в строительство платного скоростного дублера МКАД – полукольца, которое протянется от Солнцева через Бутово и Лыткарино до Железнодорожного. Соглашение с правительством Подмосковья было подписано в феврале, рассказали «Ведомостям» несколько человек, близких к разным сторонам сделки, и подтвердил представитель правительства области.
Концессионер – «Лыткаринская платная дорога», которая на 70% принадлежит ИК «Регион», остальное – у компании «Русдор-финанс». Инвесторы сами предложили построить дорогу и других претендентов не нашлось, следует из информации на сайте торгов.
Стоимость дороги протяженностью 53 км и шириной от четырех до восьми полос – 86,7 млрд руб., срок концессии – 29 лет, предельная скорость движения – 120 км/ч. Концессионеру предстоит строить только часть дороги – от Бутова до Железнодорожного, а восьмиполосную трассу от Солнцева до Варшавского шоссе строят власти Москвы, некоторые ее участки уже открыты. Автомагистраль станет ближайшим дублером МКАД – пройдет на расстоянии 1–12 км, говорится в опубликованном соглашении. Маршрут будет уточнен после проектирования и экспертизы.
Строительство дороги от Бутова в Железнодорожный займет пять лет после получения всех необходимых земельных участков, сказано в документах. Изъятием земли займутся власти Подмосковья. Из-за долгих процедур изъятия строительство может затянуться лет на 10, замечает знакомый одного из акционеров проекта. Но представитель «Региона» рассчитывает, что оно завершится к осени 2026 г.
Дорога позволит жителям региона воспользоваться двумя новыми въездами в Москву (по Юго-восточной и Северо-восточной хордам), в 2,5 раза сократит время в пути от населенных пунктов области и до аэропортов «Домодедово» и «Жуковский», позволит создать рабочие места, рассчитывает представитель правительства Подмосковья. Плотность дорог в Московской области крайне низкая, так что новая дорога нужна, чтобы связать разные районы региона, полагает президент Центра экономики инфраструктуры Владимир Косой.
86,7 млрд руб.
планируемая стоимость строительства трассы Солнцево – Лыткарино – Железнодорожный по условиям концессионного соглашения
Проезд на легковом автомобиле и мотоцикле от Солнцева до Железнодорожного обойдется почти в 500 руб. – около 10 руб. за 1 км (в несколько раз дороже, чем при проезде по большинству дорог ГК «Автодор»). Грузовикам и автобусам придется заплатить до 1470 руб. Цены будут индексироваться по формуле с учетом инфляции. Если движение на трассе окажется недостаточно интенсивным, область доплатит инвестору. Компенсацию он получит и в случае, если соглашение будет расторгнуто из-за того, что власти не выделят деньги на этапе строительства, снизят плату за проезд, не предоставят земельные участки. Даже если инвестор сам захочет расторгнуть соглашение, он получит компенсацию, например, собственных инвестиций, а если строительство уже началось – еще и недополученного дохода в 7,2 млрд руб. (такую выручку концессионер планирует получить в первый год эксплуатации). «Условия компенсаций нетипичны для рынка», – говорит консультант инфраструктурных проектов. Если проект не удастся запустить, инвесторы все равно могут заработать на проектировании, такое случается, говорит директор Института транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин.
Откуда деньги
Но пока не решена проблема финансирования проекта. Власти Московской области должны выделить инвестору деньги на этапе строительства, получив из федерального бюджета 34,6 млрд руб., сказано в опубликованном распоряжении правительства региона. Этот капитальный грант должен быть предоставлен позднее, пока же идет проектирование трассы, сказал представитель ГК «Регион». Когда дорога будет построена и введена в эксплуатацию, власти Подмосковья должны будут заплатить концессионеру еще 20 млрд руб., остальные доходы он будет получать в виде платы за проезд.
Представитель Минфина России не ответил на вопросы о финансировании проекта из федерального бюджета, переадресовав их властям Московской области. Областной Минтранс, по словам его представителя, направил заявку на получение капитального гранта из федерального бюджета, срок ее рассмотрения еще не подошел. Были нарушены требования подачи документов, до сих пор заявка в установленном порядке не представлена, утверждает представитель Минтранса России, поэтому вопрос о поддержке проекта он считает преждевременным.
Кредит проекту должен предоставить синдикат банков, переговоры ведутся с Газпромбанком, ВЭБ.РФ. Возможно участие Московского кредитного банка (МКБ), говорит человек, близкий к ГК «Регион». ВЭБ.РФ, по словам его представителя, готов рассмотреть финансирование проекта в составе синдиката с коммерческими банками. Представители МКБ и Газпромбанка не ответили на вопросы «Ведомостей», не смог прокомментировать предоставление кредита вчера вечером и представитель ГК «Регион».
Вряд ли можно без должной подготовки реализовать такой крупный проект, скептичен Блинкин: трассы нет в программных документах, таких как транспортная стратегия, не предусмотрено ее бюджетное финансирование в комплексном плане модернизации инфраструктуры.
Конкурент ЦКАД
Новая трасса будет отчасти дублировать крупную федеральную стройку – Центральную кольцевую автодорогу (ЦКАД), которая должна пройти почти в 50 км от Москвы. Проект «Региона» вызвал недовольство Минтранса и строящей ЦКАД госкомпании «Автодор», рассказывает человек, знающий об этом от чиновников министерства: строители ЦКАД лишатся части доходов. Их потери компенсирует бюджет, констатировала Счетная палата.
Конкуренции между дорогами не будет, считает представитель «Автодора», влияние на загрузку ЦКАД будет незначительным. ЦКАД, по его словам, должна перехватить часть транзитного трафика и снизить нагрузку на дороги за пределами центральной части Московского транспортного узла, а дорога Солнцево – Лыткарино – Железнодорожный свяжет близлежащие населенные пункты и перехватит часть легкового транспорта с МКАД. Об этом же говорит и представитель Минтранса России. Строительство может привести к небольшому оттоку транспорта с ЦКАД, но у трасс разная задача, согласен Косой.
Партнер «Региона»
«Регион» собирается закрепиться на рынке инфраструктуры и прорабатывает еще несколько транспортных концессий, сказал человек, близкий к компании. Это направление «Регион» считает приоритетным, подтверждает его представитель.
Опрошенные «Ведомостями» участники инфраструктурного рынка не слышали о крупных проектах и партнера «Региона» до строительства полукольца. 80% «Русдор-финанса», по данным «СПАРК-Интерфакса», принадлежит его гендиректору Алексею Строганову, 20% – Ольге Хромченко. Уставный капитал компании – 20 000 руб., в штате два сотрудника, в 2018 г. она получила убыток более 10 млн руб. при выручке в 6 млн, крупных контрактов в базе «СПАРК-Интерфакса» нет. У компании нет разрешения на строительство дорог – она консультирует по вопросам права и бухучета, изучает общественное мнение и работает как рекламное агентство. «Русдор-финанс» участвовал в проекте строительства путепровода – получил небольшую долю в компании «Подмосковная платная дорога».
У «Русдор-финанса» есть опыт дорожно-строительных проектов, утверждает представитель «Региона», Строганов участвует во всех процедурах, предусмотренных концессионным соглашением с Подмосковьем. Сам Строганов говорит, что был инициатором проекта, подготовил правовые и технические аспекты концессионного соглашения. У него давние связи с ГК «Регион». Он пришел в компанию, еще учась в университете в 20-летнем возрасте в 2000 г., и дослужился до заместителя руководителя казначейства, говорит представитель инвесткомпании, покинул он ее в 2007 г.
Представитель «Роснефти» и ГК «Регион» не ответили на вопросы «Ведомостей», связаны ли компании.