Правительство пересмотрит регулирование оборота оружия
Предприниматели рассчитывают на упрощение лицензирования и рост внутреннего рынкаПравительство премьер-министра Михаила Мишустина возобновило пересмотр обязательных требований к бизнесу, который инициировал его предшественник Дмитрий Медведев («регуляторная гильотина»), и сразу расширило перечень сфер, которых коснется реформа. К 41 действовавшей рабочей группе добавились две – оборот оружия и транспортная безопасность, говорится на профильном сайте. Сопредседателем в транспортной безопасности назначен руководитель Ространснадзора Виктор Басаргин, а в группе по обороту оружия – замминистра промышленности и торговли Александр Морозов.
«Регуляторная гильотина» уже отсекла более 1200 устаревших актов РСФСР (перестали действовать с 2020 г.), а также устаревшие обязательные требования для компаний постсоветского периода. Всего ей предстоит разобраться более чем с 2 млн обязательных норм и правил, так чтобы с 2021 г. в России заработало обновленное контрольно-надзорное регулирование.
Новые группы созданы в ответ на настойчивые просьбы бизнеса, уточнил представитель правительства. Нужна одна лицензия на приобретение всех видов оружия, а не отдельная на каждый, как сейчас, объясняет топ-менеджер российской оружейной компании. А для компаний, торгующих оружием, избыточны правила ведения разных книг (приема-выдачи, наличия и технического состояния оружия и патронов и проч.), продолжает он. Важно снизить количество проверок продавцов оружия, считает собеседник «Ведомостей», и отменить требования хранения учебно-списанного оружия – фактически это макет. Продавцы патронов и пиротехники тоже просили пересмотреть нормы оборота, рассказывает федеральный чиновник.
Изменения помогут развить внутренний рынок оружия, рассчитывает бывший советник гендиректора концерна «Калашников» Андрей Кирисенко: чем больше легального оружия будет продаваться, тем выше станет культура применения, начнут развиваться инфраструктура (тиры, стрельбища) и стрелковые виды спорта.
Основные постановления об обороте оружия принимались задолго до введения процедуры оценки регулирующего воздействия и антикоррупционной экспертизы, обращает внимание эксперт департамента законотворческой деятельности Торгово-промышленной палаты Алексей Переседов. Например, постановление об обороте гражданского и служебного оружия и патронов принято еще в 1998 г., а сейчас будет возможность изучить избыточные или дублирующиеся требования.
Сильно зарегулирована и транспортная отрасль, считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Более 450 нормативных актов содержат примерно 9000 обязательных требований и значимая их часть касается транспортной безопасности, особенно если речь идет о перевозке опасных грузов или пассажиров, отмечает он. Многие меры неэффективны – например, рамки на входе в вокзалы и аэропорты, обращает внимание заместитель директора практики по работе с инфраструктурными и транспортными предприятиями КПМГ в России и СНГ Вадим Топоров: они создают давку, замедляют проход пассажиров на посадку, ограничивают свободу перемещения. Сильнее всего страдают вокзалы: им важно эффективно использовать коммерческие площади, но вероятность того, что люди что-то захотят купить, снижается из-за дополнительных досмотров. При этом безопасность до ожидаемого уровня не повышается – при значительном пассажиропотоке просто невозможно проводить досмотр качественно, заключает эксперт, зато перед рамками скапливаются люди, которые становятся наиболее уязвимыми мишенями для теракта.
Называть конкретные обязательные требования, которые планируется отменить, представитель Минтранса посчитал преждевременным. Представитель Минпромторга на запрос «Ведомостей» не ответил.