Коронавирус поставил Китай перед дилеммой

Страна одновременно борется с эпидемией и пытается стимулировать экономику
Китайские власти оказались в непростой ситуации. С одной стороны, председатель КНР Си Цзиньпин требует от них делать все возможное для борьбы со вспышкой коронавируса. Но амбициозные цели по росту ВВП никто не отменял
Китайские власти оказались в непростой ситуации. С одной стороны, председатель КНР Си Цзиньпин требует от них делать все возможное для борьбы со вспышкой коронавируса. Но амбициозные цели по росту ВВП никто не отменял / AP Photo

Китайские власти оказались в непростой ситуации. С одной стороны, председатель КНР Си Цзиньпин требует от них делать все возможное для борьбы со вспышкой коронавируса. Но амбициозные цели по росту ВВП никто не отменял. А компании давят на чиновников, чтобы они смягчили меры для борьбы с вирусом и бизнес мог возобновить производство. 

Си хочет, несмотря ни на что, удвоить размер китайской экономики по итогам последнего десятилетия. Для этого экономика должна вырасти как минимум на 5,5% в 2020 г. Но некоторые аналитики сомневаются, что это теперь возможно. В прошлом году экономический рост Китая и так замедлился до 6,1%, что стало худшим результатом с 1990 г. По их прогнозам, из-за эпидемии рост может оказаться нулевым или даже отрицательным в I квартале 2020 г. «Пропаганда не может сдвинуть горы», – отмечает экономист CFC Financial Чжан Анюань (цитата по The Wall Street Journal, WSJ). 

Bank of America ждет, что китайская экономика замедлится почти до нуля в I квартале, но затем ускорится. По его оценкам, ВВП Китая вырастет на 5,2% в 2020 г., что на 0,4 п. п. ниже прошлого прогноза.

Китай отложил публикацию официальных экономических данных до середины марта. Но многие альтернативные данные указывают на значительное замедление экономики. Например, спрос на уголь со стороны крупных энергетических компаний на прошлой неделе был примерно на 40% ниже, чем за тот же период годом ранее, по данным Goldman Sachs. Кроме того, сильно снизились спрос на сталь и количество сделок на рынке недвижимости.

Осложняет ситуацию, что во многих городах власти ввели карантин и прекратили работу общественного транспорта. Если сотрудники офисов могут работать удаленно, работники заводов должны физически присутствовать на производстве. Лишь около трети из 291 млн китайцев, уехавших в конце января праздновать Новый год по лунному календарю в родные города и села, смогли вернуться на работу, заявило министерство транспорта страны. 

Компании из некоторых отраслей просят властей о помощи, пишет WSJ. Например, Jiangxi Property Association написала властям провинции Цзянси, что сделки с недвижимостью почти полностью прекратились и девелоперы могут столкнуться с финансовыми проблемами. 

Си говорит, чтобы местные органы власти сами принимали решение о смягчении мер по борьбе с вирусом. Но многие из них боятся делать это из опасений, что число заболевших сильно увеличится. «По-прежнему существует большая неопределенность, и мы не хотим, чтобы все наши усилия пошли насмарку», – приводит издание слова одного из членов правительства провинции Цзянси.

Тем не менее власти некоторых городов пошли навстречу компаниям и в конце февраля начали заказывать чартерные самолеты, автобусы и поезда, чтобы люди могли бесплатно вернуться на работу, пишет Financial Times. Правительство провинции Хэнань, где находится один из крупнейших заводов Foxconn, собирающей iPhone, смягчило условия карантина, чтобы помочь компании возобновить производство. Также Foxconn недавно предложила работникам за возвращение на работу бонусы в размере 5250 юаней ($747), а ее конкурент Pegatron пытается привлечь временных работников в Шанхае бонусами в 10 000 юаней ($1420).

Между тем некоторые американские компании предупреждают, что их выручка в Китае может сократиться вдвое в 2020 г., если эпидемия продлится до конца лета. Так ответили примерно 20% из 169 компаний, опрошенных Американской торговой палатой в Китае с 17 по 20 февраля. Почти половина респондентов ожидают снижения годовой выручки, если ситуация не нормализуется к концу апреля. 

Главным препятствием для нормальной работы американские компании назвали проблемы с транспортом, из-за которых работники не могут вернуться на работу. Тем не менее более 50% компаний заявили, что безопасность сотрудников для них важнее финансовых результатов. «Угроза реальна, и люди отдают приоритет борьбе с вирусом, а возобновление операций уходит на второй план», – заявил в интервью WSJ председатель Американской торговой палаты в Китае Грег Джиллиган.