Инвестиции федерального бюджета в инфраструктуру оказались на минимуме с 2015 года
Частные тоже снижаются из-за неопределенности регулированияНесмотря на старания властей привлечь максимум внебюджетных инвестиций в исполнение нацпроектов, в инфраструктуру вложения не растут – таковы выводы аналитиков InfraOne по итогам 2019 г. При этом инвестирует все больше государство и все меньше – частные инвесторы. Вместе они вложили в инфраструктуру 4,9 трлн руб. в 2019 г., что почти на том же уровне (на 0,5% больше), чем годом раньше, пишет InfraOne.
Финансирование со стороны федерального бюджета также продолжило сокращаться – по итогам 2019 г. оно достигнет минимума с 2015 г. и составит чуть больше 435 млрд руб. (InfraOne не учитывает трансферты регионам). Доля этих расходов от ВВП страны снижается тоже с 2015 г. – тогда показатель составлял 0,63%, а в 2019 г. будет 0,4% ВВП.
Основная причина сокращения частных вложений – неопределенность регулирования. В Госдуме продолжается рассмотрение законопроекта о защите и поощрении капиталовложений, который может изменить правила господдержки инфраструктурных проектов, структурированных как государственно-частное партнерство (ГЧП) и концессионные соглашения, напоминают аналитики.
Законопроект был принят в первом чтении в декабре, сейчас готовятся поправки ко второму. О том, что дискуссии вокруг законопроекта приостановили подписание концессионных и ГЧП-соглашений, говорил глава комитета по собственности Николай Николаев. «Весь рынок встал, ни одного соглашения о государственно-частном партнерстве попросту не заключается. Почему? Потому, что люди не знают, как им быть и на что они могут рассчитывать в своих взаимоотношениях с государством», – объяснял депутат. «При этом есть небольшой нюанс – ну для кого-то большой, для кого-то небольшой,– будет попадать под этот законопроект вопрос ГЧП и концессий или нет? И на самом деле, как только начался этот разговор – все, все встало», – говорил он.
Предполагается, что ГЧП и концессии выведут из-под действия законопроекта – этот вопрос обсуждался на совещании у первого вице-премьера Андрея Белоусова. Впрочем, до принятия поправок радоваться преждевременно, говорил топ-менеджер компании, инвестирующей в инфраструктуру с применением концессий.
За прошлый год была подписана лишь одна большая концессия – на строительство обхода Тольятти с мостом через Волгу (часть проекта Европа – западный Китай).
Потенциал внебюджетных вложений за год вырос на 7,5–12,6%, подсчитали аналитики InfraOne. По их мнению, частные инвесторы готовы вложить в инфраструктуру до 2,5–2,9 трлн руб. Впрочем, в основном (до 73%) внебюджетные инвестиции в инфраструктуру, по их оценкам, могут предоставить компании, связанные с государством или принадлежащие ему.
Ограничивает возможности внебюджетных вложений и нехватка проработанных проектов, достаточно больших, чтобы быть интересными крупным инвесторам (дороже 5–6 млрд руб.). По мнению InfraOne, в ближайшие 2–3 года может быть запущено около 100 инициатив на 1,87 трлн руб. Но ближе всего к запуску 16 проектов с заявленными инвестициями около 290 млрд руб.
Рынок концессий во многом демонстрирует ожидаемую динамику, связанную с достижением фазы зрелости, спокоен директор PwC Сергей Лузан. На фоне роста интереса со стороны инвесторов к инфраструктуре ГЧП в сфере дорог, ЖКХ, здравоохранения по аналогии с сектором аэропортовой инфраструктуры столкнулось с исчерпанием интересных объектов, которые соответствовали бы минимальным ожиданиям инвесторов по степени проработанности, доходности и рисков.
Дальнейшие инвестиции будут во многом зависеть от готовности государства брать на себя гарантию окупаемости проектов, так как иначе без господдержки доходность по многим из них с учетом поправки на риск будет меньше альтернативных вариантов для вложения средств, говорит Лузан.
В 2019 г. ряд крупных ГЧП-проектов находился на стадии разработки частной инициативы или конкурсной документации, говорит руководитель группы ГЧП CLS Дмитрий Раев, в ближайшее время он ожидает увидеть запуск многих этих проектов. Важный фактор, влияющий на готовность инвесторов вкладывать средства в ГЧП-проекты, – определенность в законодательном регулировании, прежде всего по вопросам выплат из бюджета в пользу инвестора. Для этого рынку необходимо будет увидеть итоговые редакции закона о СЗПК, замечает он, а также изменений, которые государство планирует вносить в ГЧП-законодательство.
Без федеральной поддержки регионы не стремятся объявлять ГЧП-конкурсы, а это серьезно тормозит привлечение внебюджетных инвестиций в инфраструктуру, в то время как инфраструктурные потребности регионов продолжают расти, говорит руководитель практики ГЧП Herbert Smith Freehills Ольга Ревзина.
Но некоторые регионы справляются с модернизацией инфраструктуры и без привлечения внебюджетных инвестиций. Регионы получили много денег на ремонт дорог, региональные дорожные фонды наполнились, а небольшие новые дороги проще и быстрее сейчас строить по госзаказу, например, через включение в комплексный план развития инфраструктуры, говорит «Ведомостям» региональный чиновник.