ЦБ подал сигнал, что может перейти к стимулирующей денежно-кредитной политике

Аналитики считают, что на 6% ключевая ставка не задержится
Под председательством Эльвиры Набиуллиной ЦБ добился того, что экономику надо как следует стимулировать
Под председательством Эльвиры Набиуллиной ЦБ добился того, что экономику надо как следует стимулировать / Евгений Разумный / Ведомости

Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина не только сообщила о снижении ключевой ставки до 6%, но и дала рынку новый сигнал: «Есть относительно высокая вероятность снижения ставки на следующем заседании [20 марта], но она не гарантирована». 17 февраля ЦБ опубликует новый доклад о денежно-кредитной политике (ДКП).

Но Центробанк не стал менять диапазон нейтральной ставки (нижняя граница – как раз 6%). «Если этого будет требовать наша оценка инфляции и экономической ситуации, ключевая ставка может находиться ниже границы нейтрального диапазона. Это будет означать мягкую ДКП», – сказала Набиуллина. ЦБ дал ясный намек, что готов войти в диапазон ставок ниже 6% в поисках нового диапазона нейтральной ставки, чтобы вывести инфляцию на 4%, полагает экономист РФПИ Дмитрий Полевой. С учетом все более настойчивых указаний со стороны ЦБ на «теоретическую природу» нейтральной ставки и невысокую точность ее текущих оценок можно сказать, что ее эффективный пересмотр уже произошел – прежний интервал играет все меньшую роль в принятии решений о ставке, его заменило ориентирование на фактические данные Росстата по инфляции, считает главный экономист «ВТБ капитала» Александр Исаков. Чтобы понять, когда политика станет стимулирующей, надо следить за стандартными маркерами спросовой инфляции, говорит он.

Снижение ставки не стало таким сюрпризом, как ориентир на ее дальнейшее снижение, несмотря на сохранение всех основных прогнозов, включая ускорение инфляции до 3,5–4% к концу года, удивлен главный экономист ING Дмитрий Долгин. В декабре ЦБ говорил, что может снизить ставку в первом полугодии, но инфляция за декабрь и январь существенно изменила тональность регулятора, продолжает главный экономист «Нордеа банка» Татьяна Евдокимова, похоже, за полгода ставка будет опущена ниже 6%.

Основные причины снижения ставки не меняются, дезинфляционные риски преобладают над проинфляционными. Инфляция замедляется быстрее прогнозов – как за счет выхода из расчета эффекта повышения НДС, так и за счет умеренного темпа роста цен в январе, пишет ЦБ. В январе инфляция составила 0,4%, в годовом выражении замедлилась с декабрьских 3 до 2,4%, сообщил Росстат. В 2019 г. укрепился рубль, что наряду с замедлением инфляции в других странах ограничивает рост цен на импорт, указывает ЦБ. На инфляцию продолжает влиять сдержанный спрос, в том числе внешний. Расходы на конечное потребление увеличились на 2,4% в 2019 г., а на валовое накопление – на 2,7%. Экспорт за год сократился в денежном исчислении на 2,1%.

Опережающие индикаторы по-прежнему указывают на неуверенность в промышленности, особенно в части экспортных заказов, предупреждает ЦБ.

«Если говорить о России, то влияние [коронавируса] на нашу экономику в текущий момент мы оцениваем как незначительное», – заявила Набиуллина. Негативный внешний фон из-за коронавируса в Китае не оказал значимого влияния на курс рубля, обращает внимание главный экономист Газпромбанка Сергей Коныгин, риски для разгона инфляции остаются незначительными.

Если на фоне эпидемии китайская экономика продолжит испытывать трудности и цены на нефть продолжат снижаться, это негативно скажется на рубле, что может подстегнуть инфляцию, добавляет главный экономист Sberbank Investment Research Антон Струченевский, эпидемия уже привела к дефляции мировых цен на продукты питания, например пшеницу и мясо.

Решения ЦБ воздействуют на инфляцию с задержкой в 3–6 кварталов, напомнила Набиуллина. Это уже шестое снижение ключевой ставки подряд, она ожидает накопленного эффекта, максимум придется на второе полугодие 2020 г.

ЦБ не дал конкретного прогноза на ближайшие месяцы, но, если инфляция сохранится на уровне 0,4% месяц к месяцу, ЦБ сможет избежать дополнительного снижения ставки, думает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.

ЦБ также допускает, что смягчение ДКП может ускорить инфляцию сильнее, чем он сам его оценивает. Но на инфляцию будут влиять график бюджетных расходов, в том числе на какой период будет растянуто расходование бюджетных средств, не использованных в прошлом году (около 1,1 трлн руб.), и решения об инвестировании ликвидной части фонда национального благосостояния, заметила Набиуллина.

Как раз по таким вопросам нужны более предметные консультации с правительством, чтобы ЦБ учитывал его мнение в своих решениях, указала она: о создании консультационного механизма 5 февраля объявили ЦБ и первый вице-премьер Андрей Белоусов.

Рынок воспринял заявление о более тесном сотрудничестве с правительством как знак усиления давления на ЦБ, подытоживает Орлова. И хотя переоценивать это давление не стоит, ввиду желания нового правительства ускорить экономический рост за счет госрасходов положение ЦБ в случае появления инфляционных рисков становится менее комфортным, считает она. Представитель ЦБ заверял, что консультации с правительством не повлияют на независимость регулятора.

Набиуллина также заверила, что пока не идет речи о создании рабочей группы по вопросам макроэкономической стабильности.

Есть другая инициатива – создать рабочие группы по развитию финансовых инструментов, финансового рынка, например, в сфере проектного финансирования, пояснила председатель ЦБ.

Новые меры социальной поддержки из послания Владимира Путина Федеральному собранию на инфляцию особенно не повлияют, считает ЦБ. Речь идет об увеличении пособия для бедных семей с детьми и расширении программы материнского капитала. Минфин оценивал расходы на эти предложения в 4 трлн руб. до 2024 г. Самыми проинфляционными были бы меры, связанные с изменением бюджетного правила, но регулятор исходит из того, что оно не изменится, выразила надежду Набиуллина. Если бюджетная политика изменится без нарушения бюджетного правила (сверхдоходы от продажи нефти поступают в фонд национального благосостояния), проинфляционные риски дополнительных расходов ограничены, заверила Набиуллина.

ЦБ может снизить ставку на 25–50 б. п. в первом полугодии 2020 г., полагает Полевой. По базовому сценарию Промсвязьбанка ЦБ также снизит ставку в марте и во II квартале 2020 г. до 5,5%. Весной и в начале лета регулятор может воздержаться от маневров со ставкой, оценивая масштабы влияния внешних факторов, включая вирус, и внутренних – ожидаемое ускорение финансирования нацпроектов, рассуждает главный аналитик «БКС премьера» Антон Покатович. Аналитики Citi ожидают ставку 5,5% на конец 2020 г. и перехода к стимулирующей ДКП. Такого же прогноза по ставке придерживается Струченевский из Sberbank Investment Research – это может стать ответной мерой ЦБ на годовую инфляцию около 3%, на которую рассчитывает эксперт.

В подготовке статьи участвовали Григорий Горелик и Анна Червонная

Под председательством Эльвиры Набиуллиной ЦБ добился того, что экономику надо как следует стимулировать