Структура «Ростеха» начала собирать пластиковую упаковку в фандоматах
Инвестиции в пилот – 40 млн рублей«РТ-инвест», входящий в структуру «Ростеха», запустил проект по установке фандоматов – специальных автоматов для приема тары. Фандоматы – одно из наиболее эффективных решений для раздельного сбора отходов, считает гендиректор «РТ-инвеста» Андрей Шипелов (свой комментарий он передал через представителя). Выброшенная в контейнер бутылка имеет максимум 20% шансов, чтобы попасть на переработку, через фандоматы во вторичный оборот можно вернуть до 90% пластиковой, стеклянной и алюминиевой тары, отметил он.
Пилотным регионом выбрана Казань, где компания группы «РТ-инвест» работает оператором по обращению с коммунальными отходами. Всего в городе будет установлено 20 фандоматов, говорит представитель «РТ-инвеста». Первые фандоматы появятся в школах, сдавать тару власти будут стимулировать школьников с помощью призов. По расчетам компании, в школах аппарат будет заполняться за 5 дней, а за месяц 20 фандоматов соберут не менее 2,3 т пластика и 0,6 т алюминия. Аппараты подключат к региональной системе мониторинга накопления отходов, сырье оператор будет вывозить на сортировочные станции, а затем на переработку.
Вложения в проект Шипелов оценил в 40 млн руб. Расходы на покупку фандоматов обычно существенные – от 500 000 до 1 млн руб. за каждый, также нужны расходы на обслуживание, замечает председатель совета директоров ГК «Экотехнологии» Константин Рзаев.
Но как компания собирается возвращать инвестиции, Шипелов не уточнил: пилот – это некоммерческий проект, он сделан, в первую очередь, чтобы собрать информацию и привлечь внимание населения к сбору и переработке. Доходность в отрасли обращения с отходами ограничена тарифом на уровне 12% годовых, напомнил Шипелов, вложенные инвестиции в подобного рода проекты, как правило, окупаются в течение 7–8 лет.
Это не первая программа по сбору упаковки в фандоматах. Летом компании X5 Retail Group (входят магазины «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), Unilever и Coca-Cola запустили проект в Москве, также 20 фандоматов, которые им поставила компания «Экотехнологии». Чуть позже Unilever поставила фандоматы в «Магнитах» в Туле и Краснодаре. Использование автоматов позволяет получить купоны на скидку. Например, у Unilever это скидка 10% на продукты брендов «Чистая линия», Domestos, Cif и Glorix.
Фандоматы в магазинах пользуются популярностью, констатирует вице-президент по устойчивому развитию бизнеса Unilever Ирина Бахтина. За четыре месяца полноценной работы 14 фандоматов выдано 16 409 купонов, кроме того, по данным на ноябрь, вторичные продажи бренда «Чистая линия» в точках «Магнит семейный» с фандоматами оказались выше на 5% в количественном и на 7% в денежном выражении, чем в точках без фандоматов, уточнила она.
«РТ-инвест» давно заявил амбициозные планы по установке фандоматов и ресурсы для их реализации есть, замечает Рзаев. Но для всех, кто уже запустил такие проекты, стала очевидна высокая себестоимость сбора, говорит он. Операционные затраты высоки – фандомат может накопить 9–12 кг, хранить их в магазинах негде, при этом вывоз обходится в 400–800 руб. в зависимости от локации, а килограмм пластиковой упаковки для переработки стоит 15–25 руб. – убытки очевидны, констатирует Рзаев. Содержание инфраструктуры обходится довольно дорого, признает Бахтина. Стоимость одного килограмма пластика, собранного для дальнейшей переработки через фандомат, дорожает в три, если не в шесть раз в сравнении с рыночной ценой пластика полигонного, сетует она. Но ответственные производители рассчитывают, что число фандоматов и собранная упаковка будут расти, говорит Бахтина, а также настаивают, что такие инвестиции должны учитываться при исчислении сумм экологического сбора.