Мишустин создает систему сдержек и противовесов среди своих заместителей
Премьер разделил стратегическое развитие и операционное управлениеПеречень обязанностей вице-премьеров опубликован спустя неделю после их назначения, в ночь на 29 января. Распределение полномочий между ними обсуждалось долго и тяжело, рассказывали федеральные чиновники.
Окончательный вариант оказался неожиданным. Так, первый вице-премьер Андрей Белоусов не получил контроля за бюджетом, хотя его предшественник – министр финансов Антон Силуанов не просто отвечал за бюджет, но и возглавлял бюджетную комиссию правительства. Белоусов же разделил кураторство транспорта с Маратом Хуснуллиным, а цифровую экономику – с Дмитрием Чернышенко.
Это система сдержек и противовесов, описывают чиновник аппарата правительства и федеральный чиновник. Скорее, сложных балансов и компромиссов, уточняет другой чиновник. Система должна сделать работу эффективнее, чтобы вице-премьеры курировали не целиком отдельные направления, а выстраивали работу именно по принципу проектных офисов, добавляет еще один чиновник аппарата правительства.
За подготовку и исполнение федерального бюджета, а также налоговую политику будет отвечать руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко. Белоусову поручено повышать результативность бюджетных расходов, а также управлять нацпроектами. Минфин стал единственным ведомством, курировать которое будет лично Мишустин, а не один из его заместителей. Это договоренность Силуанова и Мишустина, знают два федеральных чиновника. Представитель Минфина перенаправил запрос в правительство, но там на него не ответили.
Силуанов, будучи первым вице-премьером и министром финансов, продолжал курс на бюджетную консолидацию, напоминает замдиректора Центра развития Высшей школы экономики Валерий Миронов. Текущая конфигурация обязанностей выглядит как попытка создать систему сдержек и противовесов, солидарны эксперты: Белоусову нужно эффективно распоряжаться расходами, но формально в тех масштабах, которые ему предоставят. Мишустин, курируя Минфин, будет следить за сохранением жесткой бюджетной политики, считают Миронов и Александра Суслина из Экономической экспертной группы.
Сразу два направления – транспорт и цифровую экономику – будут контролировать фактически по два вице-премьера. Куратором Минтранса, госкомпании «Автодор», Федерального дорожного агентства стал Белоусов, он же отвечает за финансирование транспортной инфраструктуры. При этом инфраструктурное строительство закреплено за Хуснуллиным, который будет курировать нацпроект «Безопасные и качественные автодороги», а также комплексный план развития и модернизации магистральной инфраструктуры. «Система построена по принципу проектных офисов и, поскольку региональная политика и распределение субвенций у меня, как и проект по доступному и качественному жилью, то нацпроект «Безопасные и качественные автодороги», который в основном финансируется за счет региональных бюджетов, тоже будет под моим контролем», – объяснил Хуснуллин «Ведомостям». Свое кураторство магистрального плана он объясняет тем, что 95% его реализации связано со стройкой – выдача разрешений, проведение экспертизы. При этом за стратегию и финансирование инфраструктурных проектов будет отвечать Белоусов, как первый вице-премьер, говорит Хуснуллин.
Проект «Безопасные и качественные автодороги» хорошо сочетается с реновацией городов, которую курирует Хуснуллин, и противоречий между двумя вице-премьерами не будет, уверен чиновник правительства, прилегающая к городам инфраструктура и городская среда должны развиваться в комплексе.
В тех сферах, где полномочия разделены между Белоусовым и другими вице-премьерами, Белоусов, скорее всего, будет отвечать за стратегическое развитие отрасли, а профильный вице-премьер – выполнять более технические задачи, следить за исполнением поручений, считает главный экономист Global Markets BCS Владимир Тихомиров. В первое время работы нового правительства такая структура может сильно осложнить и застопорить работу профильных ведомств – им будет сложно определить, где граница между стратегией и техникой, с кем обсуждать свои проблемы, опасается он, но со временем круг вопросов каждого вице-премьера станет более конкретным и понятным рынку.