Apple обогнала по капитализации 30 крупнейших немецких компаний

Экономика Германии оказалась не готова к технологическому прорыву
Завод Opel в Германии
Завод Opel в Германии / Lisi Niesner / REUTERS

Рыночная капитализация Apple достигла $1,39 трлн благодаря опубликованным во вторник рекордным квартальным результатам. И теперь ее капитализация больше, чем совокупная стоимость 30 компаний из немецкого фондового индекса Dax.

Этот факт подчеркивает неприятный тренд для крупнейшей европейской экономики: технологии, которые сейчас во многом определяют развитие экономики, в Германии слабо развиты или мало используются, отмечает Financial Times. Из-за этого она рискует остаться в стороне от технологического бума XXI в., хотя в прошлом столетии ее компании были пионерами в машиностроении и массовом производстве.

Новые динозавры

На первый взгляд угрозы не видно. За последний год индекс Dax вырос на 22% до рекордного уровня, а входящие в него компании, например Volkswagen, Allianz, DHL и SAP, являются лидерами в своих отраслях.

Но руководители многих немецких компаний понимают, что им необходимо быстро меняться, иначе их бизнес через 5–10 лет может постигнуть судьба динозавров, утверждает Симон Тун из консалтинговой фирмы Interbrand. «В ближайшие 20 лет главными будут электронная коммерция, интернет вещей и искусственный интеллект, а Германия отстает во всех этих областях», – указывает экономист ING Карстен Бржески.

Аналогичными опасениями в интервью FT поделилась канцлер Германии Ангела Меркель. В результате цифровой трансформации немецкие компании рискуют стать лишь частью цепочки поставок, отметила она: «Сейчас недостаточно просто продавать продукт. Необходимо также разрабатывать новые продукты на основе получаемых данных».

В свою очередь, технологические гиганты США приобрели огромное влияние, сформировав устойчивые отношения с пользователями, отмечает профессор Колумбийского университета Алексис Вичовски. Владельцы iPhone пользуются ими ежечасно, а Google и Facebook анализируют поведение людей в интернете. Технологические компании постоянно расширяют бизнес, выходя на чужую территорию. Apple теперь не только продает компьютеры и смартфоны, но также получает все больше выручки от различных услуг и имеет собственную платежную систему. Amazon начинала с продажи книг, а сейчас снимает фильмы, выпускает умные колонки и создает собственную систему доставки, вытесняя с рынка такие логистические компании, как Deutsche Post DHL и DB Schenker. «Они обладают амбициями, масштабом и перепрыгивают из одного сектора в другой, – приводит FT слова Вичовски. – Мы только начинаем осознавать их влияние на нашу жизнь».

Автомобили нового поколения

Обеспокоены и участники автопромышленности – гордости Германии. Следующее поколение автомобилей будет «компьютерами на колесах», поэтому немецкие, а также прочие традиционные автопроизводители занимаются не тем бизнесом, считает экономист Стэнфордского университета и предприниматель Тони Себа. Деятельность таких компаний, как Google, Apple, Foxconn, может иметь разрушительные последствия для автопроизводителей: будущее автомобилей – в Кремниевой долине, а не в Вольфсбурге, Детройте или Тойоте, полагает он.

При таком сценарии Volkswagen (VW) рискует стать новой Nokia, уступившей Apple лидерство на рынке мобильных устройств, предупредил недавно менеджеров концерна его гендиректор Герберт Дисс: «Автомобиль больше не просто средство передвижения. И это означает, что время классических автопроизводителей прошло».

Немецкие и другие европейские автопроизводители также отстали в разработке электромобилей от Tesla, которая в январе обогнала по рыночной капитализации VW (она превысила $100 млрд). Хотя Tesla выпустила менее 500 000 автомобилей в 2019 г., а немецкий концерн – более 10 млн. В ноябре гендиректор Tesla Илон Маск объявил о планах построить завод по производству электромобилей и аккумуляторов на территории конкурентов – под Берлином.

Немецкие же автопроизводители пока вынуждены сокращать сотрудников. Daimler в ноябре объявил об увольнении 10 000 человек и снижении расходов на персонал на 1,4 млрд евро. Audi увольняет 9500 человек, а Volkswagen – 4000.

Медленное 5G

Услуги мобильной связи пятого поколения (5G) Deutsche Telekom и Vodafone начали предоставлять в Германии в июле 2019 г. Но если в Южной Корее, где связь 5G была запущена в апреле, к концу года ею была покрыта почти вся территория страны, а число пользователей приближалось к 5 млн, то в Германии она предоставляется местами лишь в нескольких городах. Китайские операторы запустили новую сеть в конце октября в 50 крупных городах; Пекин, Шанхай и Шэньчжэнь первыми должны получить полное покрытие.

У Vodafone, по словам представителя компании, 10 000 клиентов подключились к 5G, в Deutsche Telekom ушли от ответа на вопрос о подключившихся абонентах и цели компании на конец 2020 г., писала в начале января Deutsche Welle (DW).

Кроме того, нормы Федерального сетевого агентства Германии обязывают провайдеров обеспечить к концу 2022 г. (без привязки к какой-либо технологии) 98% домохозяйств, а также автомагистрали и железные дороги связью на скорости не менее 100 мегабит в секунду. Но такую скорость обеспечивает уже нынешняя технология 4G/LTE, поэтому в ближайшие годы операторы намерены продолжать инвестировать значительные средства в ее развитие, пишет DW. Между тем, если предыдущие поколения связи были ориентированы на абонентов, то 5G – это в основном связь b2b («бизнес-бизнес») – для автономных автомобилей, хирургии, промышленности, говорил на Всемирном экономическом форуме в Давосе Хван Чан Гю, гендиректор Korea Telecom. В пример он привел использование 5G судостроительной компанией Hyundai Heavy Industries: введя круглосуточный мониторинг на всех предприятиях, она менее чем за год наполовину сократила отставание от графика и повысила производительность на 40%.

И в этом смысле задержка с развитием 5G и созданием экосистем для ее использования в промышленности также может привести к отставанию немецкой экономики от технологических лидеров, таких как Корея, США, Китай.

Нехватка капитала

Отставание Германии Александр Ринке, согендиректор производителя программного обеспечения Celonis, во многом объясняет отсутствием венчурного капитала. Финансовая поддержка начинающих предпринимателей – ключевой фактор лидерства США в инновациях в последние 50 лет, полагает он: «Наличие финансовой инфраструктуры – как капитал инвестируется и размещается – вероятно, главная причина того, почему Apple, Google и Facebook – американские компании, а не немецкие или европейские».

В Германии есть свои «единороги» (компании стоимостью от $1 млрд), а IT-компания TeamViewer, в 2014 г. поддержанная инвестфондом Permira, провела в 2019 г. крупнейшее IPO в Европе, ее капитализация составила 5,25 млрд евро ($5,8 млрд). Однако в списке частных компаний-«единорогов», составленном CB Insights, из 445 фигурантов лишь 12 немецких, тогда как США представлены 217 компаниями, Китай – 106, а Великобритания – 24.

В Европе нет крупных венчурных капиталов, а немецкие пенсионные фонды ультраконсервативны и вкладывают средства в основном в гособлигации, доходность которых сейчас блика к нулю, – в отличие от американских, которые уже давно размещают часть средств в венчурных фондах, сетует Штефан Ошманн, гендиректор фармацевтической компании Merck. «Что Европа хорошо делает? Она хорошо делает физические вещи, которые отличаются от других», – цитирует его FT.

Завод Opel в Германии