Мишустин смог собрать в правительстве команду единомышленников
Кроме него такое удавалось лишь одному премьеру – самому Путину. Это означает карт-бланш на изменения, говорят экспертыЭто захват правительства командой Михаила Мишустина, шутит федеральный чиновник о составе нового правительства. Он собрал команду своих людей и единомышленников, отреагировал другой госслужащий на состав кабинета министров. Это может означать только одно – мандат на изменения, уверены чиновники и эксперты.
В составе нового правительства из девяти вице-премьеров трое работали под началом Мишустина. Еще с тремя у него очень хорошие отношения, говорят его знакомые. Рабочие отношения у него и с его первым замом – перешедшим в Белый дом из Кремля Андреем Белоусовым.
Выездная налоговая проверка в правительстве
Среди вице-премьеров оказалось два недавних заместителя Мишустина в ФНС: аппарат правительства возглавил Дмитрий Григоренко, а курировать цифровые технологии станет Алексей Оверчук. До них эти должности занимали Константин Чуйченко и Максим Акимов.
Григоренко пришел в налоговую службу в 2000 г., спустя 13 лет он стал замом Мишустина. В ФНС он занимался созданием крупных информационных систем – отвечал за работу личных кабинетов компаний и людей, системы «Налог-3» (в ней хранятся все данные о допросах, проверках, банковских документах), создал облачный реестр, объединивший данные всех загсов, и т. д. О новых функциях последней системы Мишустин говорил уже в ранге премьера: будет создана единая система контроля доходов домохозяйств. В течение двух лет с помощью нее он планирует перейти к адресной социальной поддержке людей.
«Григоренко про то, чтобы решить задачу – собрать команду, создать технологию и выпустить готовый продукт», – рассказывает бывший сотрудник аппарата правительства. Хотя в ФНС Григоренко занимался в большей степени именно технологическими продуктами, он хорошо знает людей и в администрации президента, и в правительстве и аппаратную работу настроить сможет, считает федеральный чиновник.
Оверчук же с 2011 г. в ФНС занимался международным налогообложением и валютным контролем. За время его работы ФНС активно налаживала контакты с другими странами – работала в группах ОЭСР, в 2011 г. вступила в Европейскую организацию налоговых администраций, присоединилась к плану BEPS (по борьбе с размыванием налоговой базы), автоматическому обмену налоговой информацией. В ОЭСР российская ФНС курирует цифровую трансформацию. «В ближайшем будущем мы станем адаптивными цифровыми платформами и перейдем к автоматическому бесконтактному администрированию в рамках единой виртуальной транзакционной среды», – обещал Оверчук на встрече бюро в сентябре 2019 г. В международных структурах Оверчука хорошо знают, говорит консультант, работавший с ФНС. Именно Оверчук обсуждал от имени России в ОЭСР будущее налогообложения глобальных корпораций.
Подчиненным Мишустина был еще один его зам в правительстве – Виктория Абрамченко, которая вместо Алексея Гордеева будет курировать сельское хозяйство. Она работала в Роснедвижимости, когда Мишустин возглавлял это ведомство. В 2016 г. Абрамченко стала руководителем Росреестра. О ней говорили как о жестком руководителе, который должен завершить создание Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН; появился с 2017 г.) и бороться с коррупцией в службе. ЕГРН в целом функционирует, выписки можно получать удаленно, однако часто случаются сбои. До Росреестра Абрамченко работала в том числе статс-секретарем и замминистра сельского хозяйства.
Курирующий в новом правительстве спорт и культуру Дмитрий Чернышенко, как и Мишустин, учился в Московском государственном технологическом университете «Станкин». По словам их знакомых, у них хорошие отношения. Чернышенко – выходец из компьютерного бизнеса, что тоже роднит его с Мишустиным. В 1989 г. вместе с сокурсниками основал компанию «Информатика маркетинг сервис» – одну из первых студий компьютерной графики в СССР. Занимался рекламой, спортивным маркетингом, а в ноябре 2005 г. стал гендиректором заявочного комитета «Сочи-2014». Был президентом оргкомитета Олимпийских игр в Сочи и зампредседателя набсовета ГК «Олимпстрой». А с 2015 г. возглавлял холдинг «Газпром-медиа».
Еще один соратник Мишустина в правительстве – Марат Хуснуллин, который будет отвечать за строительство и региональную политику (до него этот блок курировал Виталий Мутко). У них прекрасные отношения, рассказывает федеральный чиновник. В мэрию Москвы в 2010 г. он пришел с поста министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Татарстана. Вместе с мэром Москвы Сергеем Собяниным начал ревизию всех строительных проектов, программу реновации ветхого пятиэтажного фонда, установил рекорд построенного в Москве жилья с 1965 г. Президент группы «Гранель» Ильшат Нигматуллин называет его эффективным управленцем – он успешно развил строительный блок «Татэнерго», усовершенствовал стройкомплекс Казани, в Москве при нем успешно решались проблемы обманутых дольщиков. Хуснуллин сможет сдвинуть с места реализацию нацпроекта «Доступное жилье», считает президент ГК «Основа» Александр Ручьев.
Хорошие отношения у Мишустина, по словам его знакомых, и с сохранившей пост социального вице-премьера Татьяной Голиковой.
Мишустин получил полный карт-бланш, единодушны опрошенные «Ведомостями» политологи. Ни один из российских премьеров последних двух десятилетий – конечно, кроме Путина – не обладал такими возможностями в кадровой сфере, констатирует политолог Алексей Макаркин. У Михаила Касьянова заместителями были Алексей Кудрин и Герман Греф, которые его сильно ограничивали, а Михаил Фрадков и Виктор Зубков вообще мало на что могли влиять, рассуждает он, да и медведевское правительство, по сути, формировал сам Путин. Мишустин должен обеспечить выполнение главной задачи правительства – ускорить рост экономики и доходов людей, рассуждает Макаркин, для этого ему нужны полномочия и кадровый ресурс – все это ему дали. Поэтому ему удалось сделать вице-премьерами людей, которые работали с ним прежде, но не занимали политически значимых постов.
Путин предпринимает колоссальный маневр, считает политолог Николай Петров, и переход людей из ФНС в правительство это подтверждает. Мишустина нельзя сравнивать с бывшими премьерами Фрадковым и Зубковым, говорит Макаркин: «Они были техническими премьерами периода нефтяного роста, когда правительство могло осваивать огромные средства, сейчас задача совершенно другая».
Главный за экономику в правительстве
Радикальные изменения произошли в финансово-экономическом блоке. Курировать его в ранге первого вице-премьера будет Белоусов. В этой должности он сменил Антона Силуанова, который сохранил пост министра финансов.
Именно Белоусов был основным автором майского указа президента, в котором были сформулированы социально-экономические цели до 2024 г., а также идеологом нацпроектов стоимостью почти 26 трлн руб. Еще в прошлом правительстве Белоусов рассчитывал стать первым вице-премьером, чтобы выполнять задуманные им нацпроекты, рассказывали чиновники, в том числе сотрудники аппарата правительства. Но против, по их словам, выступил Медведев.
Белоусов – настоящий государственник: мобилизовать ресурсы и распорядиться собранным, описывает его подход федеральный чиновник. Когда в 2018 г. обсуждалась будущая программа Путина, Белоусов, чтобы найти деньги на нацпроекты, предлагал варианты повышения налоговой нагрузки, в частности ввести соплатеж с населения за медицинские услуги и 4%-ный налог с продаж, рассказывали чиновники, он же предложил повысить НДС (ставка с 2019 г. выросла с 18 до 20%).
Летом 2018 г. Белоусов снова выступил с идеей пополнить бюджет – изъять у 14 металлургических и химических компаний более 500 млрд руб. «сверхдоходов», которые те получили из-за изменения «внешней рыночной конъюнктуры». В письме Путину он предложил выравнять их рентабельность с рентабельностью нефтегазового сектора за счет повышения налоговой нагрузки. «Хочу напомнить главный закон капитализма: «Делиться надо», – объяснял Белоусов свою идею «Ведомостям». Идея так и не была реализована, а позже трансформировалась в законопроект о защите и поощрении инвестиций, который подготовил Минфин.
Белоусов критиковал кабинет министров Медведева за медленное выполнение майского указа Путина, говорит один из опрошенных чиновников. А Центробанк – за слишком медленное снижение ключевой ставки. «Я вижу возможность для дальнейшего ее снижения, реально можно снизить до уровня примерно 5% (сейчас – 6,25%)», – рассуждал Белоусов. Он также требовал в ноябре 2019 г. «повышенной координации» работы Минфина и ЦБ.
Опереться Белоусову предстоит на нового министра экономического развития Максима Решетникова. Он пришел на работу в правительство Москвы после назначения Собянина мэром. С 2012 по 2017 г. он руководил департаментом экономической политики и развития города, где отвечал за создание инвестиционной стратегии города, и курировал изменения в налоговой политике. В 2017 г. он был назначен губернатором Пермского края. На этом посту он отстаивал финансовую свободу регионов: выступал за скорейшую отмену антикризисной меры – увеличение доли налога на прибыль, направляемой в федеральной бюджет (с 2 до 3 п. п. из 20%), увеличение собственных доходов регионов, неизменность правил для них, а в случае изменений правил – за компенсации.
Главный за экономику в Кремле
Место Белоусова в Кремле займет министр экономического развития Максим Орешкин, сообщали Bloomberg и РБК, а также рассказывали чиновники «Ведомостям» (представители Минэкономразвития и Кремля это не комментируют). Орешкина чиновники называют антиподом Белоусова во взглядах на экономику, хотя он также был одним из разработчиков майского указа. У него репутация сильного экономиста, который во главу угла ставит макроэкономическую стабильность как условие роста инвестиций и экономики.
Но одновременно Орешкин считал, что бюджет при недостатке спроса в экономике может оказать ей поддержку. Поэтому он выступал за введение в бюджетном правиле контрциклической составляющей, позволяющей увеличить расходы государства и дефицит бюджета, рассказывает федеральный чиновник.
Орешкин неоднократно говорил о слишком слабом спросе в экономике – в частности, критиковал ЦБ за промедление в снижении ставки. «Инфляции неоткуда взяться», – указывал он, а на своей странице в Instagram после решения ЦБ снизить ставку написал: «Осознание реальности». Он, как и Белоусов, предлагал ЦБ координировать свои действия с правительством, чтобы у них была единая стратегия. Осенью 2019 г. Орешкин предложил создать новый орган управления совокупным спросом. А в правительственной комиссии по экономическому развитию – подкомиссию, которая бы занималась обеспечением экономического роста и содействием структурным реформам.
Запомнился Орешкин своим ожесточенным спором с Центробанком из-за роста потребительского кредитования. Он может привести экономику к рецессии уже в 2020 г., допускал Орешкин. Он рассчитывал, что ужесточение условий потребительского кредитования высвободит ресурсы и позволит перенаправить их на кредитование бизнеса, что приведет к росту инвестиций.
Новый курс
Главным риском новой конфигурации правительства чиновники называют лишение Силуанова статуса вице-премьера – он сохранил лишь пост министра финансов. Ключевым достижением правительств Медведева была бюджетная консолидация: цена барреля нефти, балансирующая бюджет, опустилась с $67 в 2017 г. до $49 в 2019 г. – это минимум с 2008 г. С приходом новой команды в правительство бюджетная политика может быть смягчена, считают два федеральных чиновника. Но общий курс правительства вряд ли изменится, уверены опрошенные «Ведомостями» экономисты.
Президент в послании Федеральному собранию явно отметил, что макроэкономическая стабильность останется приоритетом правительства, не стоит ждать значительных изменений в экономической политике, считает главный экономист РФПИ Дмитрий Полевой. Но нужно ускорять рост экономики и повышать доходы населения, а на это могут понадобиться дополнительные средства, говорит один из чиновник. Только в 2020 г. на выполнение обещаний Путина в послании потребуется 400–450 млрд руб.
Основное, чего не хватало финансово-экономическому блоку, – экономический рост, говорит главный экономист ING по России Дмитрий Долгин, и, видимо, в новой конфигурации на решении этой задачи будет сделан акцент – через ускорение нацпроектов. Такая конфигурация экономического блока подразумевает большую концентрацию на экономическом росте – но со стабильным и профицитным бюджетом, поддерживает директор финансового центра «Сколково – РЭШ» Олег Шибанов.
Если бюджетная политика и будет смягчена, то важно насколько, говорит главный экономист «Нордеа банка» Татьяна Евдокимова. Если это произойдет без ущерба долгосрочной стабильности госфинансов, а бюджетное правило останется ключевым элементом макроэкономической политики, то инвесторы продолжат оценивать российские страновые риски как низкие, считает она. Но роль государства будет расти, предостерегает Шибанов: «И Белоусов, и Орешкин в последние годы говорили, что инвестиции федерального бюджета – существенный источник роста». Рост налоговых сборов быстрее ВВП и идеи о «сверхналоге» на компании, повышение НДС – все это уменьшает ресурсы частных компаний и домохозяйств, а значит, может оказаться фактором снижения их расходов и инвестиций, опасается он.