Проезд по мосту через Лену может стать платным для всех

Хотя губернатор Якутии и утверждал обратное
Мост через Лену вблизи Якутска (на фото) построит консорциум из структуры ВИС и «Ростеха», сообщила администрация Якутии
Мост через Лену вблизи Якутска (на фото) построит консорциум из структуры ВИС и «Ростеха», сообщила администрация Якутии / Светлана-Павлова / TASS

Мост через Лену вблизи Якутска построит консорциум из структуры ВИС и «Ростеха», сообщило правительство Якутии. Губернатор Якутии Айсен Николаев объявил, что мост становится реальностью.

Инвестору предстоит разработать проектную документацию, а региону – добиться федерального софинансирования: нужны не только кредиты, но и федеральные деньги. Пока проект в листе ожидания для включения в комплексный план развития инфраструктуры, напоминает чиновник.

Строительство продлится 4,5 года, а прежде два года могут уйти на получение разрешений и передачу земельных участков. Стоит мост, по оценке, свыше 83 млрд руб., более 54 млрд – бюджетные, все суммы уточнит экспертиза, писал «Коммерсантъ».

Николаев опровергал, что мост будет платным для легковых автомобилей, но условия концессионного соглашения (на сайте торгов) прямо предусматривают это.

Помимо 3 км собственно моста предстоит построить 14 км двухполосных подъездов к нему. Легковому автомобилю проезд обойдется более чем в 300 руб.: 12 руб. стоит каждый из 14 км дороги и 84 руб. – 3 км моста. Но это по состоянию на 2015 г., цена будет индексироваться. Грузовики станут платить по 24 руб. за 1 км дороги и 269 руб. – за мост. Выручку, которую инвестор запланировал, но не сможет собрать, ему возместит регион.

Минимальная стоимость проезда – не менее 80% от максимальных тарифов, сказано в соглашении. Сейчас законодательство запрещает платный проезд по дорогам, у которых нет альтернативы, но к окончанию строительства ситуация может измениться, говорит человек, близкий к одной из сторон проекта.

Развитие дорожной инфраструктуры и повышение мобильности населения – одна из приоритетных задач государства, а госкорпорация «Ростех» создавалась для решения государственных задач в разных сферах, сказал ее представитель.

Проектом интересуются несколько инвесторов, говорил куратор транспорта, и. о. вице-премьера Максим Акимов, но не называл их. Но контракт ВИС получит без конкурса – желающих оспорить предложение ВИС нет. На рынке государственно-частного партнерства распространены джентльменские соглашения: вложения частного инвестора не принято перебивать, объясняет участник инфраструктурных сделок. Да и рынку было хорошо известно, что проект структурировался Якутией под ВИС, говорят сотрудник одного из крупнейших инвесторов в инфраструктуру и участник инфраструктурных сделок. В Якутии компании группы ВИС уже строили школы и детские сады и договорились о строительстве большого арктического центра культуры и эпоса, стоимость которого сопоставима с московским «Зарядьем» (18,5 млрд руб.). Представитель Якутии не ответил на вопросы.

Большинство транспортных проектов в портфеле ВИС пока не построено. Группа ВИС специализируется на региональных проектах, в основном на севере; еще ВИС построит дорогу в обход Хабаровска и мост в Калининграде (в этом году должен решиться вопрос о выделении федеральных средств), а также дорогу Виноградово – Болтино – Тарасовка, которая может соединить Дмитровское шоссе с Ярославским.

ВИС не все удается: в Новосибирске, к примеру, концессии на строительство двух мусоросортировочных комплексов с полигонами были приостановлены из-за общественного недовольства. А на Ямале расторгнуто соглашение о ГЧП на строительство железной дороги Бованенково – Сабетта («Северный широтный ход – 2»), ВИС объясняла это изменением статуса – проект стал федеральным, что потребовало другого состава участников. Завершение строительства перинатального центра в Сургуте, о котором договорились в 2015 г., неоднократно переносилось; теперь речь идет о 2020 г., в планах было достроить в 2017–2018 гг. Арбитражный суд региона встал на сторону инвестора.

Мост через Лену очень важен для экономики Якутии, он обсуждался много лет, говорит директор института транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин: город фактически разорван пополам, эти половины соединяет лишь паромная переправа летом и ледовая – зимой. Мост получается дорогой и технический сложный, замечает Блинкин, но удобного места для него просто нет.