«Цифровая экономика» потратила пятую часть годового бюджета за три дня
А половина расходов 2019 года пришлась на декабрьК началу 2020 г. чиновники потратили на нацпроект «Цифровая экономика» 73,3% заложенных на него в бюджете средств, сообщил представитель профильного вице-премьера Максима Акимова. Такие данные «Ведомостям» также подтвердил представитель Счетной палаты. Из предусмотренных федеральным бюджетом 100,7 млрд руб. было потрачено 73,8 млрд.
Еще за три дня до конца года, 28 декабря 2019 г., по данным Счетной палаты, бюджетные расходы по нацпроекту были существенно ниже – 53,6% заложенных средств. А еще за месяц до этого, 28 ноября, министр связи Константин Носков отчитывался об израсходованных лишь 20% выделенных денег. При этом по его планам к концу 2019 г. должны были быть потрачены 85% заложенных средств. Нужно конвертировать радиочастотный спектр для развертывания сетей 5G, указывал на трудности выполнения нацпроекта Носков, также есть сложности с модернизацией нормативной базы – в частности, в отношении госзакупок в сфере IT.
Такой резкий рост показателей связан с тем, что под конец года министерство закрыло контракты, работа над которыми велась весь год, объяснил представитель Минкомсвязи. По его словам, учтенные обязательства (сумма заключенных контрактов и соглашений) по нацпроекту по итогам года достигли 92,2% от бюджета, но кассовое исполнение (уже оплаченные работы) – только 73,3%.
В последнюю неделю декабря действительно были завершены многие контракты по нацпроекту, что позволило существенно увеличить кассовое исполнение программы, объясняет руководитель проектного офиса по нацпроекту «Цифровая экономика» Аналитического центра при правительстве Владимир Месропян. Наиболее крупные из проектов – контракты на подключение социально значимых объектов (СЗО, например, школы и больницы) к интернету. Аукционы по ним позволили сэкономить 90 млрд руб.: вместо запланированных 140 млрд руб. министерство заплатило исполнителям всего 50 млрд руб., рассказывал Носков в ноябре. Он также пообещал подключить все объекты до конца 2021 г., а не 2024 г.
Крупнейшие исполнители контрактов – «Ростелеком», «5Джи Вай-Фай» («дочка» «Эр-телекома»), «Мегафон» и МТС. Представители «Ростелекома» и «Мегафона» отказались от комментариев. Представитель МТС не ответил на запрос. А его коллега из «Эр-телекома» заявил, что «дочка» компании полностью выполнила условия контракта по первому этапу в 2019 г.
Исполнение условий контракта у всех операторов в 2019 г. достигает почти 100%, знает представитель одного из операторов (отвечают за первый этап проекта подключения СЗО к интернету).
«По каждому расходу я приглашаю к себе людей, и они мне рассказывают: куда, какой будет результат, как мы его предъявим, как обоснуем. Здесь нужно двигаться очень внимательно.<...> Не вижу большой проблемы, главное – потратить эти деньги с умом». В интервью «Ведомостям», июнь 2019 Г.
Авансирование контрактов позволило бы повысить показатели по кассовому исполнению бюджета, говорит представитель Минкомсвязи. Это привлекательно, но нужны дополнительные меры контроля, доступ заказчика ко всей расходной документации, договорам с контрагентами, актам и т. д., а это дополнительное обременение, говорит представитель «Эр-телекома». Компания не использует авансовую модель в проекте подключения СЗО, а закрывает перед заказчиком обязательства по контракту подписанными актами выполненных работ.
При непривычно низкой инфляции (на 9 января – 2,9%. – «Ведомости») неравномерное расходование бюджетных средств не несет рисков для экономики, говорит Александра Суслина из Экономической экспертной группы. Главное, чтобы бюджетные средства были потрачены эффективно, считает она, поэтому важно оценивать не кассовое исполнение нацпроекта, а результат.