Борис Ротенберг проиграл суд скандинавским банкам
Суд согласился, что банки были вправе не обслуживать попавшего под американские санкции бизнесменаОкружной суд в Хельсинки отклонил иск бизнесмена Бориса Ротенберга к четырем скандинавским банкам, которые отказались обслуживать его счета из-за санкций США против предпринимателя. Суд решил, что Ротенберг не смог доказать, что проживает в Европейской экономической зоне (ЕЭЗ), а поэтому не может гарантированно получить банковские услуги. При этом банки могли отказать ему в обслуживании по условиям контрактов с клиентами, а по местному законодательству и вовсе не могли подвергать себя такому существенному риску, согласись они работать с Ротенбергом. Об этом говорится в решении суда, с которым ознакомились «Ведомости» (копию предоставил представитель суда, подлинность подтвердил адвокат Ротенберга Михаэль Саарикоски).
Ротенберг является гражданином Финляндии, а с 2014 г. находится под американскими санкциями, в санкционные списки ЕС он не включен (так как является гражданином Финляндии). Но скандинавские банки – Handelsbanken, Nordea Bank, OP Group и Danske Bank – отказались оформлять его платежи. Например, Handelsbanken настаивал, что Ротенберг не предоставил достаточно информации о происхождении двух платежей в 2018 г. на счет в банке, и поэтому отказал в проведении транзакций, рассказывает Саарикоски. Главный сотрудник Handelsbanken по предупреждению финансовых преступлений Ханну Саари свидетельствовал, что банк отказался провести платежи из-за принятого в США в 2017 г. закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA). Закон обязывает вводить санкции против иностранных финансовых институтов, которые содействуют «значимым финансовым транзакциям» в интересах россиян из санкционного списка SDN (Ротенберг входит в него).
С принятием CAATSA банк решил не сотрудничать ни с кем из санкционных списков в США, считает Саарикоски. Представитель Handelsbanken не комментирует работу с клиентами.
В октябре 2018 г. Ротенберг подал иски к банкам, сообщало Bloomberg. По данным агентства, он обвинял их в нарушении условий обслуживания.
Спустя полтора года окружной суд в Хельсинки в решении опустил показания Саари, подчеркивает адвокат Ротенберга, и решал только, является ли бизнесмен «законным резидентом» ЕЭЗ. Суд решил, что не является, а значит, бизнесмен не имеет права на основные банковские услуги, гарантированные директивой ЕС, объясняет Саарикоски. По его мнению, суд проигнорировал, что у Ротенберга есть недвижимость и автомобиль в Финляндии, хотя он и проводит время во Франции и Австрии.
Ротенберг может оспорить решение в апелляционном суде Хельсинки. Это будет ясно после тщательной оценки судебного решения, говорит Саарикоски.
В суде Ротенберг заявил восемь доводов, но не сумел убедить суд ни в одном, обращает внимание специальный советник по санкционному праву коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Гландин. Главный довод – дискриминация по основаниям его нахождения в санкционном списке США. Суд возразил: «Тот факт, что человек находится в санкционном списке, не приводит к разнице в обращении к нему по сравнению с другими и сам по себе не является дискриминацией». Дискриминации в этом случае нет, поскольку отказы банков последовали не из-за индивидуальных особенностей или качеств его личности, а из-за его собственных действий и обстоятельств его жизни, под которыми понимается близость истца руководству России и ее политики, объясняет Гландин. Другое основание – закон Финляндии «О кредитных учреждениях», обращает внимание Гландин. По нему банк не должен осуществлять свою деятельность так, чтобы это повлекло за собой существенный риск для его платежеспособности или ликвидности.
Зарубежные банки занимают чрезвычайно осторожную позицию и отказывают в проведении операций, даже когда рисков применения вторичных санкций практически нет, говорит управляющий партнер Debevoise & Plimpton Алан Карташкин. Эту консервативную позицию пока поддерживают и иностранные суды, интерпретируя санкционные положения в договорах банков со своими клиентами максимально широко, рассказывает он. При этом вторичные санкции за операции с россиянами под санкциями в отношении банков еще ни разу не применялись, а представители OFAC (Управление США по контролю за иностранными активами. – «Ведомости») говорили, что такие жесткие санкции не будут вводиться в отношении европейских банков без предупреждения, как это делается в отношении россиян, говорит Карташкин.
Бизнес против санкций
Оспорить санкции пытался российский миллиардер Олег Дерипаска. США ввели санкции против Дерипаски и подконтрольных ему на тот момент восьми компаний в апреле 2018 г. Бизнесмену запрещен въезд в США, его активы на территории страны заблокированы, а гражданам США запрещено иметь с ним какие-либо деловые контакты, а также сотрудничать с попавшими под санкции компаниями. В январе 2019 г. минфин США снял ограничения с трех компаний Дерипаски – En+, подконтрольных ей UC Rusal и «Евросибэнерго» – после того, как миллиардер отказался от контроля над ними. А в марте 2018 г. бизнесмен подал иск против минфина США в суд Вашингтона, требуя отменить санкции, введенные против него. Согласно материалам суда, Дерипаска оценил финансовые потери от санкций в $7,5 млрд.
Как правило, попавшие в санкционные списки люди пытаются оспорить сами санкции, говорит партнер NSP Илья Рачков. Он не смог вспомнить случаев, когда оспаривался бы отказ банков обслуживать таких клиентов. В этом деле банки действуют неправомерно, считает Рачков: Борис Ротенберг включен только в санкционные списки США, а не ЕС, поэтому европейские банки могут работать с ним. Но банки оценивают риски – они проводят долларовые расчеты, имеют корреспондентские счета в США, поэтому предпочитают не обслуживать такого клиента до решения суда, заключает Рачков.
Это не первый случай, когда банки отказываются работать с теми, кто попал под санкции. Так, осенью 2014 г. банк Nordea прекратил обслуживать счета финской компании Langvik Capital, владельцем которой является семья Ротенбергов, объяснив это внесением Бориса Ротенберга и его брата Аркадия в санкционный список США.
Представитель Бориса Ротенберга отказался от комментариев. А представители Nordea Bank, OP Group и Danske Bank не ответили на запросы «Ведомостей».