Большинство стран ЕС готовы следить за сделками компаний с налоговой выгодой

Их отчетность могут получить и российские налоговики
Летом 2020 г. в Европейском союзе вступят в силу новые правила раскрытия информации о сделках с признаками «агрессивного налогового планирования»
Летом 2020 г. в Европейском союзе вступят в силу новые правила раскрытия информации о сделках с признаками «агрессивного налогового планирования» / Virginia Mayo / AP

Летом 2020 г. в Европейском союзе вступят в силу новые правила раскрытия информации о сделках с признаками «агрессивного налогового планирования». Правила описаны в директиве ЕС: компании будут отчитываться за все подобные сделки, совершенные с июня 2018 г. Чтобы это произошло, странам предстоит внедрить нормы директивы в национальные законы до конца 2019 г.

Большинство стран ЕС или приняли, или сообщили, что разработали национальное законодательство во исполнение указанной директивы, заявляет директор группы международного налогового структурирования PwC в России Анастасия Гальцева. По состоянию на декабрь 2019 г. только четыре страны не представили поправки в законодательство – это Греция, Мальта, Румыния и Латвия, указано в обзоре PwC и подтверждает Гальцева, что касается Латвии, то информация о ней не обновлялась с конца октября. В шести странах уже приняты законы – в Австрии, Франции, Бельгии, Словакии, Словении и Болгарии. В Польше положения не только приняты, но и вступили в силу с начала 2019 г.

Остальные страны ЕС законопроекты опубликовали, в их числе такие важные налоговые юрисдикции для российского бизнеса, как Кипр, Люксембург, Нидерланды и Великобритания. Стало очевидно, что директива – это реальность, с которой бизнес столкнется в ближайшее время, уверена Гальцева.

Директива появилась для борьбы с компаниями и консультантами, которые ищут лазейки в ужесточающемся налоговом законодательстве, писали авторы обзора юридической фирмы Allen & Overy. В первую очередь документ касается операций, совершенных ради экономии на налогах, например покупки убыточной компании. В отчете нужно раскрыть суть сделки, ее сумму, сроки, причины, по которым компания решила, что о сделке нужно отчитаться, данные о контрагентах и др. На подачу отчета отводится месяц после сделки.

Национальные законодательства стран ЕС за редким исключением повторяют ключевые положения директивы, делают вывод эксперты PwC. Однако их интерпретация может различаться.

Критерии, перечисленные в директиве, написаны довольно общо, в зависимости от трактования под них можно подвести много разных сделок, опасается директор департамента налогового и юридического консультирования KPMG в России и СНГ Александр Токарев. Чем сильнее нехватка налоговых поступлений в той или иной стране, тем жестче она будет внедрять директивы, предупреждает он.

Более строгий подход к большей раскрываемости юристы PwC ожидают в Германии, Великобритании и Нидерландах. Но если исходить из разъяснений директивы в Великобритании, не придется раскрывать операции по принятым раньше специальным льготным режимам, если только соблюдается их общеэкономическая цель. В Болгарии, Люксембурге и Великобритании налогоплательщики должны предоставлять информацию по раскрытию сделок из-за директивы в налоговых декларациях. Польша, Португалия и Швеция распространили действие директивы не только на международные, но и на внутристрановые сделки. В Ирландии и Великобритании раскрытие внутренних сделок существует уже несколько лет. А вот такие страны, как Кипр, стремятся исполнять минимум требований директивы, чтобы сохранять лояльность бизнеса, указывает Гальцева.

Штрафы за каждое нарушение, которые сейчас устанавливают страны, сильно разнятся: от 5000 евро в Болгарии и 20 000 евро на Кипре до 830 000 евро в Нидерландах и 5 млн евро в Польше. Хотя для консультационных и сервисных компаний даже меньшие из штрафов очень существенны, поэтому они тщательно готовятся и могут вести себя консервативно с точки зрения раскрытий, говорит Гальцева.

Многие европейские консультанты уже включают в договоры положения, что информация может быть раскрыта по требованиям директив, подтверждает Токарев. Также анализируют будущее влияние директивы Евросоюза международные банковские группы с присутствием в ЕС, заключает Гальцева.