Греф и Минтранс вступились за инвесторов в инфраструктуру
Они предлагают исключить из-под действия закона о защите инвестиций концессии и ГЧППрезидент Сбербанка Герман Греф и Минтранс заступились за инвесторов в инфраструктуру. Госбанкир и первый замминистра транспорта Иннокентий Алафинов выступили против регулирования инфраструктурных проектов законопроектом о защите инвестиций и попросили исключить из-под его действия концессии и ГЧП.
Об этом говорится в декабрьском письме Грефа председателю Госдумы Вячеславу Володину («Ведомости» ознакомились с копией, получение подтвердили в аппарате Госдумы и профильном комитете по экономполитике) и ноябрьском письме Алафинова вице-премьеру Максиму Акимову. Представитель Акимова подтвердил получение письма, отказавшись от других комментариев. Представитель Сбербанка отказался от комментариев.
В законопроекте есть «прогрессивные положения» – например, неизменность налогов для инвесторов, трактовка в их пользу всех противоречий в регулировании, признает Греф. Но проект не делает различий между частными инвестпроектами, окупаемыми за счет коммерческой выручки, и инфраструктурными проектами, создаваемыми по заказу государства, которые в итоге остаются в его собственности. Так, транспортные проекты, которые реализуются по концессии, полностью попадают под законопроект, поэтому нужно оценить его влияние на рынок концессий, предупреждает представитель Минтранса.
Чиновники давно и активно пользуются инструментами ГЧП и концессиями, чтобы привлекать инвестиции в экономику. По данным на 1 ноября 2019 г., с помощью инструментов было заключено около 3000 сделок более чем на 3 трлн руб., больше половины – это концессии (2000 сделок на сумму около 1,8 трлн руб.), подсчитали аналитики InfraOne Research. Например, так были построены дороги от Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге, обход Одинцова до участков трассы Москва – Санкт-Петербург.
Еще 6 трлн руб. инвестиций чиновники рассчитывают привлечь для выполнения нацпроектов президента Владимира Путина. Использовать механизмы ГЧП и концессии можно в том числе в нацпроектах по образованию, экологии, но активнее всего – в комплексном плане модернизации инфраструктуры (его общая стоимость – 7 трлн руб., половину которых нужно привлечь). Например, ожидается, что по механизму концессий будет построен один из самых дорогих проектов плана – трасса Москва – Казань. Законопроект негативно повлияет на сроки привлечения частных инвестиций в проекты комплексного плана, предупреждает Алафинов.
Греф и вовсе опасается «подрыва доверия к существующим инструментам инвестиций в инфраструктуру». При этом кроме крупных проектов важны и небольшие концессии в сфере ЖКХ (им законопроект не предлагает никаких гарантий. – «Ведомости»), предупреждает он. Сбербанк – один из активных участников концессий, банк выдает кредиты крупным проектам и участвует в региональных и муниципальных проектах. За 2017–2019 гг. банк планировал профинансировать около 100 таких проектов, в основном тепло- и водоснабжения и социальной инфраструктуры, общим бюджетом более 50 млрд руб.
Претензий у госбанкиров и чиновников к проекту несколько. Законопроект ставит в приоритет поддержку проектов, которые приведут к росту бюджетных доходов. Но это ограничит строительство социальной инфраструктуры, предупреждает сотрудник одного из госбанков. А обязательный аудит проектов, которые претендуют более чем на 1 млрд руб. господдержки, приведет к дублированию оценки и увеличению сроков их подготовки, предупреждает Алафинов.
Проблемы возникнут и с финансированием проектов ГЧП и концессий. По законопроекту все расходы бюджета на проекты нужно заранее обосновать и согласовать. Но в концессиях выплаты могут потребоваться только при наступлении определенных обстоятельств, предупреждает Алафинов. Например, по условиям соглашения инвестору могут выплатить деньги при досрочном расторжении соглашения, компенсировать недополученный доход (если для окупаемости проекта не хватает трафика) или покрыть его расходы при возникновении особых обстоятельств. Если распространить законопроект на такие проекты, невозможно включить все обязательства в будущие концессионные соглашения и выполнить уже заключенные, говорит Алафинов. Это может привести к дефолтам уже подписанных соглашений, поддерживает сотрудник компании, инвестирующей в инфраструктуру. На все заключенные соглашения новые нормы распространяться не будут, лаконичен представитель Минфина.
Еще одна проблема – сроки заключения соглашений о защите инвестиций. Гарантия окупаемости инвестиций до 40 лет по концессиям будет заменена возможностью компенсировать лишь фактически понесенные расходы на срок до 20 лет, жалуется сотрудник аппарата правительства. «Если мы потеряем механизм концессий, остановится запуск новых транспортных инфраструктурных проектов и возникнет угроза остановки уже текущих», – рассуждает он.
Это уже второй случай за последние несколько лет, когда рынок участников проектов ГЧП полностью солидарен, говорит юрист Square Patton Boggs Константин Макаревич. В 2017 г. такой же протест вызвало «башкирское дело» – Федеральная антимонопольная служба пыталась признать в суде незаконной концессию, поскольку она напоминала госзакупку.
Принятие же этого законопроекта в нынешнем виде может перечеркнуть результаты последних 10 лет по развитию ГЧП в России, считает Макаревич.
В подготовке статьи участвовала Елена Мухаметшина