Бизнес получит руководства по экспорту услуг

Справочная информация может помочь в первую очередь малому и среднему бизнесу
Поставщикам туристических услуг рекомендуют адаптировать услуги к программе China Friendly/ Андрей Гордеев / Ведомости

О том, как преодолевать барьеры, поставленные для иностранных продавцов услуг, говорится в руководствах, подготовленных экспертами Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития (ВАВТ). «Ведомости» ознакомились с ними, представитель Минэкономразвития и руководитель работы в ВАВТ подтвердили их подлинность.

Пока услуг Россия экспортирует гораздо меньше, чем товаров. В первом полугодии услуг иностранцам продано на $30,6 млрд (товаров – на $204 млрд), по данным Центробанка. Россия представлена на этом рынке недостаточно, признавал премьер-министр Дмитрий Медведев. Чтобы это исправить, правительство в августе утвердило Стратегию развития экспорта услуг. К 2025 г. внешняя торговля услугами должна вырасти до $100 млрд в год, говорится в национальном проекте «Международная кооперация и экспорт».

В руководствах собрана справочная информация: какие документы нужны для получения рабочих виз, сколько это может стоить, что необходимо сделать, чтобы получить отдельное разрешение, и проч. Например, экспортерам туристических услуг собрали перечень выставок, где они могут рассказать о своей работе. Отдельная рекомендация для тех, кто привозит туристов из Китая, – адаптировать услуги к программе China Friendly. Информационная поддержка важна для экспортеров услуг, согласна руководитель проекта Российского экспортного центра (РЭЦ) по туристическим услугам Дарья Шамрай. РЭЦ также записал пару пилотных видео о том, чего ждут от путешествий японцы, а чего – индусы. Есть давняя проблема с получением виз, считает Шамрай: механизм непонятен, сроки большие, посредники развили «околовизовый» бизнес, который значительно удорожает процесс.

Развивать эксперты ВАВТ предлагают и экспорт медицинских услуг. Так, стоматологические услуги в Санкт-Петербурге уже пользуются спросом у жителей Прибалтики, пишут они. Популярно и направление репродуктивной медицины, поскольку в России не ограничено суррогатное материнство, замечает ВАВТ и советует продавцам медицинских услуг увеличить число англоязычного персонала либо нанимать переводчиков.

Из иностранцев к нам чаще всего обращаются пациенты из стран СНГ и арабских стран, у последних офтальмология не очень развита, рассказывает помощник гендиректора МНТК «Микрохирургия глаза» им. академика С. Н. Федорова Алиомар Ахмедов. Но конкуренция с другими странами достаточно большая, поэтому первое, что нужно сделать, – это упростить визовый режим, указывает он: медицинских виз пока нет, приходится оформлять туристические. Но это может занять время, которое несовместимо с некоторыми болезнями, отмечает Ахмедов. И нужны зарубежные представительства, продолжает он: такие создают многие лидирующие страны в продвижении экспорта медицинских услуг и привлечении пациентов из-за рубежа.

Экспортеры образовательных услуг могут столкнуться с необходимостью подтверждать квалификацию студентов, пишут эксперты ВАВТ. Студентам из Индии, получившим российское медицинское образование, нужно дополнительно подтвердить свои знания, зарегистрировавшись в Медицинском совете Индии и сдав экзамен. Российские вузы требуют высокого уровня подготовки иностранных студентов и хорошего знания языка, а этим обладают далеко не все, потому «мы не можем предлагать наши лучшие программы», констатирует главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании Ирина Абанкина. Еще одна проблема – в России не так много привлекательных кампусов, продолжает Абанкина, и не очень развиты программы взаимодействия российских и иностранных студентов. Учебные визы не позволяют студентам работать, а вузам нужно постоянно отслеживать перемещения иностранных студентов даже внутри страны. Решить проблему может, например, развитие онлайн-образования или создание филиалов в других странах, предлагает Абанкина.

Строителям ВАВТ предлагает обратить внимание на возможные ограничения иностранного капитала, которые есть в отдельных странах. Чтобы строить за рубежом, компаниям сегодня приходится соответствовать стандартам зеленого строительства, предупреждают они.

Руководства есть и для того, чтобы получить лицензию на предоставление финансовых услуг, зарегистрировать товарный знак или оформить авторское право в разных странах, произвести фильмы для Китая, поставить видеоигры в страны Евросоюза, учитывая специальную систему маркировки.

В первую очередь руководства созданы для поддержки малого и среднего предпринимательства, указывает один из их авторов, Антонина Левашенко: будет хорошо, если ведомства не просто будут размещать их на сайтах, но и постоянно обновлять. Но универсальных правил для экспорта услуг нет – все страны устанавливают их по-своему, говорит старший научный сотрудник РАНХиГС Галина Баландина, правильно будет систематизировать руководства по странам и направлениям.

Общие руководства поддержат малый и средний бизнес, который не всегда может позволить дополнительно содержать юристов и экономистов, полагает профессор Российской экономической школы Наталья Волчкова. Хотя сбор информации – это не самая главная проблема для экспортеров услуг. Другие сферы взаимодействия бизнеса и государства создают гораздо большие препятствия для экспорта, отмечает она, например валютный контроль, которого в большинстве стран мира вообще нет. Если регулирование станет более либеральным, а торговая политика в целом более предсказуемой, тогда будут снижаться риски и издержки и повышаться показатели, в том числе и по экспорту услуг, констатирует она.