Минэкономразвития хочет создать единое окно для импортеров и перевозчиков транзитных грузов
Пока его планируется открыть только для экспортеровМинэкономразвития предлагает обеспечить доступ к единой цифровой платформе обмена данными (единое окно) импортерам и компаниям, грузы которых пересекают Россию транзитом. Варианты запуска такой системы министерство обсуждало в конце октября на заседании комитета по нацпроекту международной торговли. К февралю 2020 г. Минэкономразвития должно представить согласованный план запуска новой платформы. «Ведомости» ознакомились с копиями материалов, подготовленных к заседанию (представитель министерства подтвердил подлинность документов и решение комитета).
Система единого окна позволяет один раз предоставить в одинаковой форме данные и документы, которые затем будут многократно использоваться разными контролерами. Создать его власти хотели еще в 2014 г. Но с тех пор прошло пять лет, а вопрос так и не решен, говорит директор клуба «Россия – ОЭСР ВАВТ» Александра Коваль.
Информационные системы разных ведомств разрозненны, нет единого формата оформления документов, признает представитель Минэкономразвития. Компаниям приходится обращаться в каждый орган отдельно и готовить для каждого свои документы, подтверждает старший научный сотрудник РАНХиГС Галина Баландина. Существует около 70 разных форм, которые экспортер должен заполнять, рассказывает старший вице-президент РЭЦа Олег Енин: например, для получения транспортной субсидии экспортер собирает до 50 кг документов и все это везут в центр грузовиками.
Частично РЭЦ хочет решить проблему, создав механизм «одного окна». Он должен быть запущен в ноябре 2020 г., но только для экспортеров. С помощью системы они смогут подтверждать нулевую ставку НДС, проходить валютный и таможенный контроль. С 2021 г. к доступным сервисам добавят лицензирование, сертификацию, получение различных документов и др. Нужно распространить такой механизм и на импортеров, а также транзит, призывает Баландина.
Это и предполагает сделать Минэкономразвития. Кто станет оператором создаваемого единого окна, будет решено после согласования специальной модели – государственной (тогда оператором станет госорган) или корпоративной (тогда оператором будет государственная или частная компания). Бумажные документы, личное присутствие и предоставление одних и тех же бумаг будет исключено, говорит представитель Минэкономразвития.
Предложения министерства о распространении единого окна на всех участников обсуждаются, лаконичен Енин. Пилот системы единого окна можно сделать и на базе платформы РЭЦа, говорит представитель Минэкономразвития.
Пока некоторые ведомства работают над упрощением условий для бизнеса сами. Например, Федеральная таможенная служба (ФТС) уже обменивается информацией с ведомствами. Чаще всего с Ространснадзором и Росаккредитацией, рассказывает представитель службы. Через электронные системы можно подавать декларации, отслеживать выданные разрешительные документы, ограничения на ввозимые товары. Некоторые документы – например, уведомления о задолженности – с 2019 г. можно направлять только в электронном виде, говорит представитель ФТС. И если раньше паспорт сделки нужно было отдельно согласовывать сначала с ЦБ, а потом с ФТС, то теперь регулятор и контролер регулируют все между собой сами, дополняет Баландина.
Есть ведомства, которые работают только с бумагой, говорит президент группы «Континент» Станислав Тен, такие документы согласовывают долго, что особенно критично для скоропортящихся продуктов. Из-за этого приходится планировать экспортные поставки примерно за полгода, отмечает он. Подготовка документов во многом зависит от того, каким транспортом будут перевозиться грузы, под какой контроль последние попадают, подчеркивает директор по взаимодействию с госорганами ОТЛК ЕРА (транспортно-логистическая компания) Лариса Коршунова. Для каждого пункта пропуска есть свое время прохождения – продукция оформляется без задержек, настаивает представитель Россельхознадзора. Но экспортерам элементарно постоянно приходится дублировать сведения о себе – адрес, телефон, ИНН и др., говорит Коваль. В ЕС проблему дублирования решили, создав систему регистрации и идентификации экономических операторов, рассказывает она.
Когда будет создана единая система, будет проще выявить, какие функции и документы дублируются, говорит представитель Минэкономразвития. Система поможет и малому бизнесу, которому сложнее всех изучать все правила, отмечает Баландина.
Но механизм единого окна нужно еще хорошо проработать, говорит председатель совета директоров Global Rus Trade Анна Нестерова: например, бывают случаи, когда по вине логистической компании задерживается скоропортящийся товар, а потом начинаются выяснения, кто будет возмещать убытки, важно, чтобы платформа избавила рынок от недобросовестных партнеров.
Оценивать, насколько эффективно заработает система, Минэкономразвития предлагает в том числе с помощью рейтинга Doing Business, который рассчитывает Всемирный банк. К 2024 г. издержки компаний при прохождении границы должны сократиться: при экспорте – с 48 до 24 часов, а также с $465 за одну поставку до $250, при импорте – с 29 до 24 часов, с $465 до $250, говорится в подготовленном Минэкономразвития плане трансформации делового климата.