Системы Росреестра работают с перебоями

На этот раз технический сбой зафиксирован в Москве
Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

Получить выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН, в нем содержатся данные о ее местоположении, кадастровой стоимости и владельцах) об объекте в Москве невозможно с прошлой недели, пожаловался нотариус корреспонденту «Ведомостей» – у него зависло 10 заявок.

Сайт Росреестра уже несколько дней сообщает, что из-за технических работ документы выдаются с задержкой в 68 часов. Во вторник по одной из заявок сообщалось, что в очереди на выгрузку 2900 документов, в среду – 3300. «Ведомости» убедились в достоверности информации, проверив состояние этой заявки по одному из коммерческих зеркал сайта.

Служба техподдержки Росреестра зафиксировала технический сбой, из-за которого обработка очередей на выдачу сведений остановилась, подтвердил представитель Росреестра. Проблему уже устранили (в течение 14 часов) и выписки заявителям уже отправляются, настаивает он, но из-за ограничений возможности одновременной отправки сформированных выписок образовалась очередь неотправленных выписок. Ее Росреестр обещает устранить в течение пяти дней.

Росреестр должен выдавать выписки в течение трех рабочих дней со дня получения запроса о предоставлении сведений, говорится на сайте службы. Это сроки с запасом и в них Росреестр укладывается, сказал председатель совета национального объединения СРО оценщиков «Союз СОО» Алексей Каминский. Сроки периодически увеличиваются, не согласен финансист одного из банков, в регионах с этим сталкиваются чаще. Система работает с перебоями, констатирует и эксперт по недвижимости Ольга Мажуть. Например, в октябре 2019 г. в Московской области задержки были на полтора-два месяца, у людей срывались отпуска, сделки, терялись деньги, говорит она. Тогда из-за сбоя заявки выдавались не только с задержкой, но и с неполными данными. Представитель Росреестра заверял, что работа территориального управления по области выровнялась.

Выписка из реестра важна для совершения разных сделок, в том числе для получения ипотеки. ВТБ при предоставлении ипотечных кредитов заказывает выписки из ЕГРН через сайт Росреестра, комментирует представитель банка. А задержки с их получением могут увеличить срок окончательного расчета, изменить сроки погашения регистрационных записей о залоге, перечисляет он. Даже задержки выписок из ЕГРН в 68 часов грозят разрывом сделок, ведь эти выписки заказывают нотариусы, чтобы посмотреть, нет ли обременения у недвижимости, банки – для одобрения ипотеки, добавляет Мажуть, но часто сбои охватывают в том числе выдачу документов после перехода права и вообще всего, что регистрирует Росреестр.

Чтобы электронные сервисы работали, на официальном сайте Росреестра регулярно, преимущественно в выходные дни, проводятся технические работы, комментирует представитель Росреестра. Но большую нагрузку на портал Росреестра оказывают компании, перепродающие сведения из ЕГРН, продолжает он. Они скачивают пакеты сведений про запас, замедляя работу сайта. Эта проблема во вторник обсуждалась в правительстве, решено поддержать предложения Росреестра, сообщил представитель службы.

К августу 2018 г. Росреестр должен был перейти на государственную информационную систему ведения ЕГРН (ФГИС ЕГРН). Это обошлось бюджету в 1,9 млрд руб., сообщала Счетная палата. Сейчас Росреестр для работы ЕГРН использует мощности «Ростелекома». А из-за крупного сбоя в дата-центре в августе 2018 г. правительство решило, что информация должна храниться не в одном дата-центре, а в трех. В сентябре «Ростелеком» договорился о переносе данных и поставке программ для ЕГРН примерно на 4 млрд руб. с российской компанией «Инфосистемы джет». Представитель «Ростелекома» не ответил на запрос «Ведомостей».