На местных поставщиков приходится до 90% контрактов регионов
Счетная палата нашла региональный протекционизм в госзакупкахБольшинство регионов предпочитают отдавать заказы местным поставщикам, видно из данных нового портала spending.gov.ru Счетной палаты. Сильнее всего поддерживает своих поставщиков Чеченская республика – регион отдал им 89% всех госконтрактов в 2018 г., свидетельствуют его данные. За ней следуют Татарстан – 88% и Дагестан – 83%.
Рейтинг таких региональных закупок назван жестко – «Рейтинг самоизоляции регионов», заметил председатель Счетной палаты Алексей Кудрин, хотя сам бы назвал его рейтингом регионального протекционизма. Результаты удивительны, учитывая разные специализации регионов, признал он.
Больше половины контрактов внутренним поставщикам отдают большинство регионов. Только два региона закупают у своих поставщиков меньше 35% всех контрактов – это Тува (34%) и Ненецкий автономный округ (6%).
При расчете авторы рейтинга оценивали число контрактов, но, если считать по их суммам, показатели не изменятся, пояснил «Ведомостям» замдиректора Федерального центра информатизации Счетной палаты и руководитель проекта Иван Бегтин. Госзаказчиков при подсчетах привязывали к регионам по полю «код региона», а поставщика – по первым двум символам (тоже код региона) ИНН.
Всего за 2018 г. государство потратило на закупки 8 трлн руб., из них на региональном и муниципальном уровне – 5,2 трлн руб.
Нужно оценивать число жалоб, признанных Федеральной антимонопольной службой (ФАС) обоснованными, спорит гендиректор Агентства по госзаказу Республики Татарстан Яков Геллер. С переходом в электронный вид закупки стали равнодоступными и анонимными, а значит, и конкурентными, настаивает он. Представитель ФАС не смог вечером в понедельник предоставить данные о жалобах на торги, признанных обоснованными, с разбивкой по регионам.
Закон не запрещает заключать контракты с местными поставщиками, напоминает представитель Минфина, отвечающего за регулирование госзакупок. Изолированность регионов не критична и в основном обусловлена удобством ведения бизнеса – логистика, наличие складов в регионе и т. д., считает он.
Каждый регион стремится развивать свою экономику, но это стремление не должно ущемлять права и интересы подрядчиков из других регионов, а во многих случаях происходит именно так из-за определенного несовершенства контрактной системы, не согласен замруководителя ФАС Михаил Евраев (его комментарии передал его представитель).
Во всех регионах, где приходилось бывать, слышал: «Лучше выбрать местного, мы знаем его и, если что, имеем рычаги определенные и регион поддержим», – рассказывает руководитель Центра размещения госзаказа Александр Строганов. Это разумно – местная компания и некоторые налоги платит в местный бюджет, рассуждает он. Сделать так, чтобы выиграл региональный поставщик, можно разными способами – установить требования к техническим характеристикам, которым соответствует только местная компания, или ограничить сжатыми сроками, когда из других регионов просто не успеют поставить товар или услугу, знает Строганов.
Отклонить участника закупок госзаказчики могут и по формальным требованиям – например, если они неправильно заполнят многостраничные заявки, приводит пример Евраев. Необходимо, чтобы предприниматели давали исключительно согласие без заполнения огромных таблиц, у которых нет практического смысла, считает он. Такие упрощения уже внесены в закупки строительных работ, предполагается в ближайшее время распространить их и на остальные закупки работ и услуг, а также на закупку определенных товаров. Важно сформировать единое экономическое пространство в стране, подчеркивает Евраев.
Изолированность регионов России складывается из институциональных и политических факторов, считает экономист Наталья Зубаревич. Есть большие и развитые регионы, где поддержка своих компаний – это действительно поддержка производителей, но есть и небольшие и бедные регионы, где свои производители не в состоянии обеспечить потребности в таких масштабах – и здесь местные поставщики скорее берут на субподряд настоящих производителей, рассуждает она. Есть регионы, в которые чужие просто не ходят, потому что боятся, что им не заплатят, замечает Зубаревич.
Но изолированность регионов исторически была скорее вредной для развития, напоминает директор финансового центра «Сколково – РЭШ» Олег Шибанов. Чем больше торговых связей внутри страны, тем выше добавленная стоимость у конечного товара, объясняет он. Кроме того, при развитых торговых связях у населения появляется возможность участвовать в разделении труда, а также не уезжать из своего региона в поиске других рынков труда, чем выше связанность регионов – тем выше шанс на развитие, заключает Шибанов.