Минэкономразвития хочет защитить регионы от внезапных расходов
Для этого будет отдельно изучаться влияние новых федеральных правил на бюджеты регионовМинэкономразвития будет оценивать влияние нового регулирования не только на бизнес, но и на расходы регионов. Такой анализ должен стать частью оценки регулирующего воздействия (ОРВ) нормативных актов. «Ведомости» ознакомились с копией соответствующего проекта постановления правительства, ее подлинность подтвердил представитель министерства.
Оценка влияния нормативных актов на бизнес была введена в 2010 г. Теперь предложено оценивать влияние и на экономическое развитие регионов, передал через представителя замминистра экономического развития Савва Шипов.
В 2018 г. на портале regulation.gov.ru было опубликовано 1675 проектов актов для проведения ОРВ, более 12% из них влияли на регионы, а всего федеральные ведомства опубликовали 6007 проектов, рассказывает представитель Минэкономразвития – воздействие этих актов на расходы регионов не изучалось. Первое полугодие 2019 г. 26 регионов закончили с бюджетным дефицитом, говорится в обзоре Центра развития Высшей школы экономики, в прошлом году таких было на два меньше. Расходы регионов на человека остаются ниже уровня 2012 г. на 5%, а доходы – на 4%, пишут аналитики.
Стоит усложнить принятие решений, которые вводят регионы в дополнительные расходы, говорит региональный чиновник. Регионы часто сталкиваются с избыточным регулированием на федеральном уровне, признает представитель правительства Нижегородской области. По новым требованиям регионы должны в каждом пригородном поезде обеспечить работу двух сотрудников транспортной безопасности, а также трех групп быстрого реагирования из шести человек, приводит он пример: эти расходы удвоятся в 2020 г. до 732,3 млн с 403,1 млн руб.
С начала года Минэкономразвития изучило влияние нескольких актов на расходы регионов («Ведомости» ознакомились с результатами ОРВ, представитель министерства подтвердил их подлинность). Среди них – подготовленные Роспотребнадзором СанПиНы организации питания детей, а также законопроект Минтранса о содержании автодорог. Оба получили отрицательное заключение и до сих пор не приняты. Так, обязательство владельцев автодорог содержать участки на подъезде к железным дорогам в среднем может обойтись каждому региону примерно в 150 млн руб. в год. А регулирование высоты умывальников, предусмотренное проектом СанПиНов, будет стоить регионам более 2 млрд руб.
Проект акта, который получит отрицательную оценку, Минэкономразвития предлагает направлять в правительственную комиссию по региональному развитию. Без ее протокола принимать документы будет запрещено, правительство направит их на доработку. Если при ОРВ выяснится, что новые требования не являются избыточными, но обернутся расходами для регионов, то могут быть предложены альтернативные варианты регулирования, говорит представитель Минэкономразвития, кроме того, можно продлить переходный период, чтобы регионы могли подготовиться.
Представитель правительства не ответил на вопросы «Ведомостей». Минфин, по словам его представителя, поддерживает идею. При рассмотрении инициатив изучается их влияние на сбалансированность региональных бюджетов, продолжает представитель Минфина, если доходов каких-то регионов не хватит, чтобы оплатить эти траты, то для них увеличиваются межбюджетные трансферты.
Увеличение трансфертов – один из способов компенсировать рост расходов регионов из-за изменения регулирования, но не всегда им удается добиться денег, говорит директор Центра технологий государственного управления РАНХиГС Владимир Южаков. Изменения Минэкономразвития не сработают, уверен бывший вице-губернатор одного из регионов, регионам не удастся отстоять бюджеты, это под силу разве что Москве – для нее, Петербурга и Севастополя могут сделать исключение. Например, в этих трех регионах была отложена до 2022 г. мусорная реформа, замечает собеседник «Ведомостей».
Нужно изначально больше денег оставлять регионам, а не перераспределять их через федеральный бюджет, считает директор Центра технологий госуправления РАНХиГС Владимир Южаков. Иллюзий по поводу ОРВ давно нет, говорит главный научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Наталья Зубаревич. Существуют «иные межбюджетные трансферты», которые в январе – сентябре 2019 г. по сравнению с тем же периодом 2018 г. выросли со 156 млрд до 293 млрд руб., объясняет она, немалая их часть раздается, чтобы закрыть дыры, возникшие в том числе из-за нового регулирования. Структура помощи регионам сдвинулась в сторону ручного управления, указывают эксперты РАНХиГС: без учета дотаций на выравнивание, распределяемых по формуле, остальные (на сбалансированность и др.) выросли в 2,7 раза в 2018 г., а другие межбюджетные трансферты – в 1,7 раза. Федеральные власти так или иначе диктуют свои условия, в большинстве случаев партнерства с регионами не получается, говорит бывший региональный чиновник.
Исправленная версия. Во втором абзаце уточнен год введения оценки регулирующего воздействия.