Власти Кипра начали отбирать «золотые паспорта» у россиян

Рискуют те, кто не сможет доказать легальность своих инвестиций
В «золотых паспортах» Кипра обнаружился дефект
В «золотых паспортах» Кипра обнаружился дефект / GettyImages

Власти Кипра решили лишить гражданства 26 иностранцев, получивших так называемые «золотые паспорта» за инвестиции в экономику страны, сообщило Reuters со ссылкой на заявление министра внутренних дел Кипра Константиноса Петридиса. Среди них девять россиян, пишет Cyprus Times. Петридис добавил, что решение затрагивает девять инвесторов и их родственников. Фамилии фигурантов списка и их гражданство Петридис не раскрыл.

Полная проверка программы «золотых паспортов» и тех ее участников, которые получили гражданство до ужесточения правил в 2018 г., началась в конце октября. Поводом стало расследование в отношении гражданина Малайзии Джо Лоу, подозреваемого в причастности к незаконному выводу средств из малазийского инвестфонда. Лоу получил «золотой паспорт» Кипра в 2015 г. Президент Кипра Никос Анастасиадис уточнил, что речь может идти о 10–15 случаях, когда люди получили гражданство с нарушениями (например, те, кто находится под санкциями или подозревается в совершении преступлений. – «Ведомости»). Правительство Кипра также поручило МВД страны продолжить проверки тех, кто получил гражданство до 2018 г.

Кипр не публикует списки получивших гражданство за инвестиции. В марте 2018 г. стало известно, что бизнесмен, ранее контролировавший UC Rusal, Олег Дерипаска в 2017 г. получил гражданство Кипра в обмен на инвестиции в экономику страны (представитель бизнесмена это подтверждал). А на заседании Арбитражного суда Москвы в феврале 2019 г. выяснилось, что резидентом Кипра является бывший совладелец Промсвязьбанка Дмитрий Ананьев, он постоянно проживает в республике. Представители Дерипаски и Ананьева в среду не ответили на запросы.

За последние 10 лет страны ЕС привлекли десятки миллиардов инвестиций с помощью программы «золотых виз», по которой любой человек может получить гражданство или вид на жительство страны в обмен на вложения в экономику. Сейчас гражданство через такую программу продают четыре страны, еще 12 торгуют видами на жительство. За 2007–2009 гг. (в это время программы внедрили или существенно изменили большинство стран) ЕС выдал более 100 000 паспортов и видов на жительство.

58% ультрабогатых россиян

с капиталом от $50 млн получили второй паспорт или двойное гражданство, следует из данных опроса The Wealth Report Attitudes Survey, представленного весной 2018 г. компанией Knight Frank. По оценкам исследователей, всего в России и СНГ было 2870 таких ультрабогатых людей и еще 4530 – с состоянием более $5 млн

Наиболее востребованы сейчас мальтийская и кипрская программы гражданства, указывали старший менеджер отдела по работе с частными клиентами EY Ксения Павлова и старший консультант отдела EY Ирина Романенко. На Мальте нужно вложить минимум 880 000 евро, 650 000 из которых – это невозвратный взнос в фонд социального развития; остаток идет на аренду жилья и инвестирование в активы. Чтобы претендовать на кипрское гражданство, нужно инвестировать не меньше 2 млн евро в недвижимость, облигации или акции. Продавать их нельзя минимум пять лет. Также нужно сделать невозвратный взнос 150 000 евро в социальные проекты и фонды. Мораторий на продажу недвижимости при лишении инвестора гражданства не будет действовать, полагает партнер по международному налогообложению компании «Кроу Экспертиза» Рустам Вахитов.

Ужесточать условия получения гражданства власти стран начали с 2018 г. В апреле 2018 г. ЕС ужесточил стандарты проверки происхождения средств и потребовал от банков и компаний получать всю информацию о деньгах клиентов либо отказывать им. Директива ЕС предписывает проверять инвестиции от 120 000 евро. Летом 2019 г. еврокомиссар по вопросам юстиции Вера Юрова призвала руководство стран ЕС еще сильнее ужесточить правила.

Решение кипрских властей лишить инвесторов гражданства опрошенные «Ведомостями» юристы называют прецедентом. Кипр почти не отказывал в выдаче гражданства, в отличие от Мальты, власти которой примерно в 40% случаев могли не дать паспорт, но ситуаций, когда страны забирали уже выданный паспорт, не было, рассказывает партнер EY Антон Ионов. Не помнит таких случаев и партнер Ronlaw Partners Павел Романенко. Примеру Кипра могут последовать и другие страны, например Мальта, считает он: остальные страны ЕС более внимательно подходили к оценке инвесторов.

Подобные примеры есть, спорит Вахитов. «Инвестиционные» паспорта отзывали в Болгарии, а служба внутренних доходов США (IRS) в 2019 г. направила почти 400 000 уведомлений о возможном начале процедуры отзыва американского паспорта налоговым должникам, проживающим за границей, вспоминает он. Удивляет то, как небрежно власти Кипра принимали решение о выдаче паспортов, говорит Вахитов. Сейчас им необходимо тщательно проверить «новых киприотов», чтобы самим отозвать гражданство у таких же «высокорисковых» сограждан, рассуждает он. Скорее всего, эти 26 человек – результат такого внутреннего аудита, говорит он.

При проверке инвестора страны, как правило, оценивают источник происхождения средств: пять лет назад правила были мягче, сейчас деньги проверяются тщательнее, говорит Ионов. Также власти смотрят на самого человека: не было ли у него случаев уголовного преследования или претензий в отмывании средств, продолжает он. Основанием для лишения гражданства могут быть недоказанность чистоты происхождения вложенных средств в обмен на гражданство или фиктивные документы об отсутствии судимости, рассказывает Павел Романенко. Отозвать паспорт могут также из-за указания неполных или недостоверных данных, согласен Вахитов, это касается и вида на жительство.

Запросы в правительство и министерство финансов Кипра остались без ответа.