Москва соединится с Казанью дважды
Правительство отремонтирует трассу М7 и построит платную дорогуПравительство одобрило первый и самый крупный проект из Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры – платную скоростную трассу Москва – Казань, сообщил вице-премьер Максим Акимов: это часть международного перехода Европа – Западный Китай, но акцент будет на качестве транспортной связанности самых экономически развитых регионов – Поволжья и Центра. Для международного транзита, обещал Акимов, будет строиться частная трасса «Меридиан».
До 2027 г. строительство трассы Москва – Казань будет стоить 730 млрд руб., сообщил замминистра транспорта Иннокентий Алафинов: 120 млрд – уже начатый концессионный проект, обход Тольятти, а 610 млрд – трасса от ЦКАД (без учета обхода Балашихи и Ногинска) до с. Шали (в Пестречинском районе Татарии) – вместе со строительством моста через Волгу и ремонтом трассы М7 (бесплатная, от Москвы до Уфы через Казань).
Частники должны покрыть не менее 40%, способы привлечения частных денег на разных участках будут разные, сказал предправления ГК «Автодор» Вячеслав Петушенко, срок окупаемости частных вложений – 45 лет.
Новую трассу М12 протяженностью 794 км решено строить в четыре этапа. Первый – Москва – Владимир (145,5 км, в том числе обходы Балашихи и Ногинска с отдельным финансированием) в 2020–2024 гг., тогда же – второй, от Канаша до Шали (142,8 км). Третий – Владимир – Арзамас (267 км) должен состояться в 2021–2025 гг. Четвертый – Арзамас – Канаш (239,1 км) начнется в 2022 г.
Новое деление на этапы, объяснил Акимов, понадобилось, чтобы одновременно привести бесплатную трассу М7, участки М5 и А151 в соответствие с нормативами: расширить до трех полос.
В правительстве не было единого мнения о дороге от Москвы до Казани: Минтранс хотел построить трассу целиком за 539 млрд руб. до конца 2024 г., Минфин – обойтись реконструкцией М7, министр экономического развития Максим Орешкин – за 279 млрд руб. построить трассу до Владимира и обходы четырех городов (Владимира, Гороховца, Нижнего Новгорода и Чебоксар), расширить М7 до трех полос, а трассу до Екатеринбурга (1500 км) строить в 2024–2030 гг.
От идеи реконструировать М7 отказались, объяснил Акимов: движение между Москвой и Казанью было бы парализовано, а еще этот вариант на 200 млрд руб. дороже: трасса проходит по 96 городам, это 1400 примыканий на одном уровне, всюду пришлось бы строить двухуровневые развязки и изымать землю. Спор длился весь 2019 год и завершился компромиссом: будет платная трасса Москва – Казань высшей технической категории, а М7 просто приведут в порядок, резюмирует директор Института транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин, и это решение никак не повлияет на планы строить высокоскоростную железнодорожную магистраль (ВСМ) Москва – Казань. ВСМ – исключительно пассажирский транспорт, а основной доход на автотрассе, ожидает он, будут приносить грузовые перевозки.