Экономисты предложили раздавать рецептурные лекарства бесплатно
На это потребуется дополнительно 430 млрд рублейГосударство должно оплачивать гражданам все рецептурные лекарства, предлагают научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Николай Авксентьев и директор НИФИ Минфина Владимир Назаров в статье, опубликованной в «Мониторинге РАНХиГС».
В большинстве развитых стран обеспечение рецептурными препаратами неотъемлемая часть гарантий в области здравоохранения, пишут они. Но в России нет всеобщего охвата населения лекарствами в амбулаторном звене, бесплатно их получают только по отдельным льготам, а львиную долю люди вынуждены покупать за свой счет, объяснил Назаров «Ведомостям». Многие не покупают, болеют и попадают в более дорогие для бюджета больницы. Или покупают, но тогда опускаются ниже прожиточного минимума – это недосчитанные 2% к официальным показателям бедности, считает он.
Иногда пациентов госпитализируют, только чтобы они получили необходимые лекарства, замечает гендиректор DSM Group Сергей Шуляк, а когда человек выписывается, он может перестать принимать лекарства, что чревато рецидивом или даже инвалидизацией.
Российский рынок лекарственных препаратов в 2018 г. составил 1,5 трлн руб., 70% покупаются за счет граждан, за счет государства – 20% в больницах и 10% льготные, приводит данные Шуляк. Из лекарств, что люди покупают сами, примерно половина рецептурных.
Нужно реформировать систему, предлагают авторы статьи. Новая система должна распространяться на всех граждан и на широкий ассортимент рецептурных лекарств, возможно на перечень в зависимости от их эффективности. В идеале государство должно субсидировать приобретение всех важнейших рецептурных лекарств для населения, уверен Назаров, а управлять системой лекарственного обеспечения нужно на федеральном уровне – и обязательно подключать независимый контроль.
Чтобы софинансировать хотя бы 70% рецептурных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших, потребуется 430 млрд руб. ежегодно, подсчитали авторы, итоговая стоимость может выйти и больше: те, кто отказывается от лекарств, могут начать приобретать их.
Но строить такую систему на основе имеющихся способов финансирования – тупиковый путь, предупреждает Назаров. Необходимо перейти от государственных закупок лекарств к принципу возмещения расходов. Можно начать или с отдельных категорий граждан, например детей, или с заболеваний, например сердечно-сосудистых, предлагает он. Возмещать расходы можно напрямую гражданам, как это делается во Франции, но такой способ не слишком популярен, так как сначала людям приходится платить свои деньги, можно еще возмещать расходы аптекам из бюджета. Можно также включить расходы на лекарства в норматив финансирования поликлиник, что создаст у врачей стимулы рационально применять препараты.
В конечном счете и действующие льготы нужно будет финансировать по такой схеме, полагает Назаров. Однако уже сейчас Федерация может сама централизованно закупать препараты для людей с редкими (орфанными) заболеваниями, это снимет проблему с регионов и поможет продавить фармпроизводителей по цене.
Пока Минфин чаще говорит не об увеличении, а о сокращении расходов на медицинские услуги. В бюджетном прогнозе до 2036 г. министерство отмечало, что в других странах для контроля расходов на здравоохранение ограничивают условия предоставления бесплатной медицинской помощи: бесплатным остается дорогостоящее лечение, а услуги массового здравоохранения население софинансирует.
Подумать об оказании отдельных медицинских услуг с привлечением софинансирования осенью 2017 г. предлагал президент России Владимир Путин. Тогда же на отдельных совещаниях обсуждалось софинансирование обязательного медицинского страхования в 2% и сокращение количества бесплатных услуг.
Первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов неоднократно подчеркивал, что расходы на здравоохранение в ближайшие три года увеличатся на 50%, или более чем на 340 млрд руб., напомнил представитель Минфина, но по существу вопрос переадресовал коллеге из Минздрава. Он не ответил на запрос «Ведомостей».
В бюджете на ближайшие три года задача переориентации на развитие человеческого капитала не решена, отмечал председатель Счетной палаты Алексей Кудрин. Еще 11 лет назад правительство хотело довести расходы на образование и здравоохранение до уровня развитых стран – 5% ВВП. «Сейчас эти расходы ниже, чем в 2008 г. В трехлетнем бюджете этого маневра снова не видим», – написал Кудрин. Структура бюджета в предстоящие три года практически не меняется, отмечает глава Счетной палаты, хотя и запланирован рост расходов на нацпроекты и борьбу с бедностью.
Деньги в бюджете на такие гуманные цели можно найти, считает Александра Суслина из Экономической экспертной группы. Но нужно тщательно отобрать перечень лекарств, чтобы за государственный счет не покупались неэффективные и несовременные препараты. Так же как рост расходов на экономику не означает экономический рост, так и рост расходов на здравоохранение может не привести к улучшению качества жизни, предупреждает она.
Введение новой государственной системы обеспечения рецептурными лекарствами в амбулаторном звене помогло бы достигнуть показателей двух нацпроектов – «Здравоохранение» и «Демография»: снизить смертность, улучшить качество и доступность лечения и снизить уровень бедности, уверен Назаров. Обеспечение рецептурными лекарствами сможет и уменьшить количество дней, проведенных в больнице, самих госпитализаций, вызовов скорой помощи и осложнений, согласен Шуляк.