Правительство позволит строить жилье ближе к аэропортам

Премьер Дмитрий Медведев поручил Роспотребнадзору ослабить ограничения по уровню шумов от самолетов
Роспотребнадзор уже подготовил проект приказа об изменении методики оценки шумового воздействия аэропортов
Роспотребнадзор уже подготовил проект приказа об изменении методики оценки шумового воздействия аэропортов / Utair

Дмитрий Медведев 15 октября поручил Роспотребнадзору сменить методику оценки уровня шума аэропортами. Об этом говорится в протоколе совещания у премьер-министра. «Ведомости» ознакомились с документом, его подлинность подтвердил федеральный чиновник и два человека, знающих о содержании от участников совещания. Уровень шума используется для определения границ приаэродромной территории, на которой ограничено строительство жилья.

По принятому еще при СССР и действующему до сих пор СанПиНу уровень воздействия оценивается по максимальному и эквивалентному шуму (средний уровень в течение дня или ночи). Если один из показателей превышен, то воздействие считается вредным для здоровья и нарушающим право жителей на благоприятную среду обитания. Допустимый максимальный шум днем составляет 70 дБ, ночью – 60 дБ, эквивалентный – 55 и 45 дБ соответственно.

Медведев поручил измерять уровень воздействия только по эквивалентному шуму, говорится в протоколе совещания.

До лета 2017 г. приаэродромной территорией были земли вокруг аэродрома в радиусе 30 км, строить здесь можно было только с разрешения Росавиации и при наличии заключения Роспотребнадзора о допустимом уровне авиашумов.

Летом 2017 г. губернатор Московской области Андрей Воробьев и вице-премьер Дмитрий Козак (тогда курировал строительство) пролоббировали поправки об изменении порядка установления приаэродромной территории. По новому порядку все аэропорты должны в течение года заново рассчитать приаэродромные территории, согласовать их в региональных администрациях и утвердить в Росавиации. Сейчас, спустя более чем два года после принятия закона, новые территории не установил почти ни один крупный аэропорт страны, в том числе не имеют их московские аэропорты.

«Аэропорты рассчитали территории с учетом санитарных норм по допустимому уровню шумового воздействия», – объяснял директор Международной ассоциации аэропортов Сергей Никотин. Они «получились большими, что не устроило строительную отрасль и региональные власти».

Существует простой способ обеспечить застройку вокруг аэропортов: надо только изменить санитарные нормы по расчету шумового воздействия, а это всего лишь один приказ Роспотребнадзора, и эта тема всплывала на совещаниях, утверждает топ-менеджер одного из московских аэропортов. Но главный санитарный врач России Анна Попова отказывалась это делать без прямого указания, ссылаясь на то, что для изменения норм нужно проводить научные исследования, говорят топ-менеджеры двух аэропортов.

Как раз такое указание и поступило после совещания у Медведева. На исполнение поручения премьер-министр дал всего 10 дней, они истекли в прошлую пятницу, 25 октября. Роспотребнадзор задание выполнил. 24 октября служба опубликовала для общественного обсуждения проект приказа об оценке авиационного шума. Она должна производиться только по эквивалентному уровню, говорится в документе. На обсуждение проекта отводится всего семь дней.

При отказе от оценки по максимальному уровню шума приаэродромные территории московских аэропортов сокращаются в несколько раз. У «Шереметьево» по нынешнему СанПиНу она составила бы 160 000 га, при оценке только по эквивалентному шуму – всего 45 000 га.

У «Внуково» территория сократится втрое – с 184 000 до 61 000 га. У «Домодедово» – сразу в 6 раз, с 298 000 примерно до 50 000 га. Данные привели «Ведомостям» сотрудники всех трех аэропортов.

Действующий СанПиН был принят после научных исследований. Сейчас ничего такого делать не планируется, говорят сотрудники двух московских аэропортов. «Получается, граждане внезапно стали здоровее и менее восприимчивы к шуму?» – недоумевает один из них.

Положения санитарных правил неактуальны, ограничения определяются по максимальному звуку при единичных пролетах самых шумных судов ночью, что влечет полный запрет на размещение жилой и социальной застройки, парирует представитель Воробьева. Шумовые подзоны аэропорта Шарля де Голля и Франкфурта-на-Майне, запрещающие жилую застройку, соответственно в 7,5 и 8,5 раза меньше, чем у «Шереметьево». Изменения санитарных норм принципиально важны для развития региона, в результате будут возведены десятки социальных объектов, расселено более 100 000 кв. м ветхого и аварийного фонда, добавляет представитель Воробьева.

Опасность изменений в том, что эквивалент – это средняя величина и зависит от интенсивности полетов. А она-то каждый год возрастает: если сейчас на определенной территории эквивалентный уровень в норме, то через несколько лет норма может быть превышена. Но дома к тому времени уже будут построены и распроданы, предупреждают два собеседника «Ведомостей». Трафик «Шереметьево» в январе – августе вырос на 13%, у «Внуково» – на 12%, у «Домодедово» – сократился на 6,3%.

К тому же в Европе в отличие от России нельзя производить взлеты и посадки ночью, напоминает менеджер московского аэропорта. По данным Всемирной организации здравоохранения, наибольший ущерб здоровью наносит пробуждение от авиашума ночью, а к этому приводят как раз максимальные уровни звука, даже если это происходит всего один раз за ночь, продолжает он. Здоровье людей разменивают на интересы застройщиков, категоричен собеседник.

Пресс-секретарь Медведева Олег Осипов за комментариями направил в Роспотребнадзор. Представитель службы на запрос «Ведомостей» не ответил.

Представитель «Шереметьево» подтвердил данные «Ведомостей» о сокращении приаэродромной территории в случае изменения СанПиНа. В выпавшей из территории зоне объекты должны строиться с повышенной шумовой защитой, говорит он. Что-то не видно жилых комплексов с повышенной шумовой защитой, к тому же получается, что жители не должны выходить из домов, дети не должны гулять, недоволен сотрудник другого аэропорта.

«Внуково» будет действовать в рамках российского законодательства, если новые нормативные акты будут выверенными и учтут требования к безопасности полетов и права граждан на благоприятную среду обитания, от них все только выиграют», – говорит представитель «Внуково». На данный момент санитарно-эпидемиологические нормы предполагают расчет приаэродромной территории по эквивалентному и максимальному уровням шумов, мы следуем этим нормам, говорит представитель «Домодедово».

В подготовке статьи участвовал Виталий Петлевой