«Самое неожиданное – масштаб пересмотра прогноза инфляции». Эксперты о резком снижении ставки ЦБ

Экономисты не исключают еще одного снижения ставки в декабре, с рублем ничего не случится
Андрей Гордеев / Ведомости
Андрей Гордеев / Ведомости

Совет директоров Центробанка снизил ключевую ставку на 50 базисных пунктов (б. п.) до 6,5%. Регулятор снизил ставку четвертый раз с начала года, но впервые так резко – три предыдущих раза ставка снижалась на 25 б. п. Опрошенные «Ведомостями» эксперты не исключают еще одного снижения ставки в этом году.

Директор финансового центра «Сколково-РЭШ» Олег Шибанов:

«ЦБ отреагировал на существенное замедление инфляции в этом году. Это абсолютно разумная реакция: если инфляция существенно замедляется и есть риск замедления деловой активности, нужно снижать ставку уже сегодня.

Снижение же ставки в декабре пока не очевидно. Возможно, еще одно снижение ставки на 25 б. п. окажется разумным шагом, но только если оценки инфляции будут оставаться заниженными. Рубль вряд ли на такое снижение ставки отреагирует. С учетом того, что ставка Федеральной резервной системы США тоже снизится, ситуация останется нейтральной».

Главный экономист ING по России Дмитрий Долгин:

«Таким снижением – на 50 б. п. – и сигналом к дальнейшему снижению ЦБ оправдал ожидания рынка, которые возникли после заявлений председателя ЦБ Эльвиры Набиуллиной неделю назад. Увеличение шага снижения ставки, вероятно, связано с резким улучшением краткосрочных инфляционных ожиданий ЦБ: прогноз на конец года снижен на целых 0,8 процентного пункта (п. п.) до 3,2–3,7% в годовом выражении. Резкое смягчение позиции ЦБ может быть также связано с появлением за последний месяц тенденции к тому, что население возвращается к сберегательной модели поведения, а также свидетельств того, что правительству вряд ли удастся полностью выполнить планы по инвестиционным расходам. Дополнительное снижение ставки в декабре тоже возможно, но не гарантировано, как и было в случае сентябрьского заседания».

Главный экономист по России и СНГ «ВТБ капитала» Александр Исаков:

«Самое неожиданное – масштаб пересмотра прогноза инфляции. Заниженный прогноз инфляции на текущий и следующий годы следует читать так же, как и завышенный в прошлом году: пересмотры инфляции наверх будут сдерживать снижение ставки в ближайшие кварталы. Исходя из заявления ЦБ решение по ставке в декабре еще не принято и, возможно, она сохранится без изменений до конца 2019 г.».

Стратег Сбербанка по рынкам валют и процентных ставок Николай Минко:

«В целом дезинфляционные риски преобладают над проинфляционными. Если инфляция приблизится к нижней границе прогноза 3,2–3,7% в декабре при отсутствии реализации рисков со стороны внутренних и внешних условий и реакции на них финансовых рынков, ЦБ снизит ставку на 50 б. п. до 6% в конце года».

Главный аналитик «Росбанк Дом» Наталья Ващелюк:

«Инфляция, снижающаяся быстрее прогноза, сделала практически неизбежным уменьшение ключевой ставки на 50 б. п. Банк России не только снизил ключевую ставку, но и подтвердил готовность рассматривать вопрос об изменении ставки на одном из ближайших заседаний. Таким образом, не исключено, что нас ожидает еще одно снижение ключевой ставки в 2019 г.

Снижение ключевой ставки в сочетании с предшествовавшим ему падением доходности на рынке ОФЗ создает предпосылки для изменения процентных ставок на рынке ипотеки. Напомним, что минимальные ставки по ипотечным кредитам банки предлагали летом 2018 г. В тот период ключевая ставка составляла 7,25%, т. е. была на 0,75 п. п. выше, чем сейчас. Сейчас на долю банков, чьи ставки по ипотеке выше прошлогодних минимумов, приходится более трети ипотечных кредитов на рынке. При этом только несколько игроков предлагают ставки, которые являются минимальными в их истории. Следовательно, на рынке ипотеки есть потенциал для снижения ставок, при реализации которого средняя ставка предложения до конца года может снизиться на 30–50 б. п. А рынок ипотеки с высокой вероятностью войдет в 2020 г. с рекордно низкими ставками».

Главный экономист РФПИ Дмитрий Полевой:

«ЦБ критиковали за завышенные прогнозы по инфляции, но сейчас они стали более реалистичными – отражают отсутствие инфляционных угроз и сохранение рисков для роста экономики. В этом смысле снижение ставки сразу на 50 б. п. объяснимо. Тем не менее сигнал о будущих действиях был позаимствован из сентябрьского решения, и он сдержанный. Регулятор, с одной стороны, оставляет пространство для дальнейшего снижения ставок, но с другой – явно дает понять, что спешить не намерен.

Возможны еще два снижения по 25 б. п. – в декабре и марте. Оценить готовность ЦБ перейти к «стимулирующим» ставкам ниже 6% в течение 2020 г. пока сложно, особенно когда предсказуемость действий регулятора в среднесрочной перспективе остается низкой. Ведь еще в сентябре снижение на 50 б. п. выглядело почти невозможным, а на 25 б. п. – неопределенным. Что касается рубля, то больших рисков для него пока нет даже с учетом вероятности более мягкой политики Центробанка в 2020 г.».

Профессор ВШЭ и бывший первый зампред ЦБ Олег Вьюгин:

«После заявлений Эльвиры Набиуллиной сегодняшнее снижение ставки на 50 б. п. было ожидаемо. Практически нет сомнений и в том, что в декабре ЦБ еще раз снизит ставку – вопрос только насколько. В принципе, потенциал есть и для еще одного снижения на 25 б. п. или даже на 50 б. п.

Инфляционный таргет в 4% на следующий год вполне реален, так что при ключевой ставке в 6–6,25% мы сможем остаться в пределах нижнего порога диапазона нейтральной денежно-кредитной политики. Инфляционные риски могут возрасти, если Минфин решит более активно тратить средства ФНБ, но пока это представляется маловероятным. Неопределенность в этом аспекте может мотивировать ЦБ ограничиться четвертью процентного пункта в декабре».

Главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова:

«Решение ЦБ не совсем соответствует последним экономическим индикаторам. Во-первых, после заседания ЦБ в сентябре многие макропоказатели улучшились, например, рост ВВП ускорился с 0,7% в первом полугодии до 1,9% в III квартале (данные Росстата и Минэкономразвития соответственно). Во-вторых, не исчезли бюджетные риски для инфляции. Минфин недавно заявил о намерении индексировать зарплаты бюджетников на 5,4% в 2020 г. А часть расходов бюджета с этого года может быть перенесена на следующий.

Снижение ставки выглядит подстройкой к инфляции, которая оказалась гораздо ниже прогноза ЦБ. Теперь ЦБ ожидает инфляцию 3,2–3,7% по итогам 2019 г. против прогноза 4–4,5% в начале сентября. Но при прогнозе инфляции на 2020 г. в 3,5–4% резкое снижение ставки не выглядит необходимым.

Ожидания решений ЦБ на заседании по ставке 13 декабря очень неопределенные. Мы считаем ставку 6,5% идеальной для завершения цикла ее снижения. Но не исключаем, что ЦБ будет вынужден поступить по-другому».