Беглов разрешил построить новую трамвайную сеть в Санкт-Петербурге

Город готов заплатить инвестору за ее эксплуатацию 58 млрд рублей
Это второй в России концессионный проект в сфере городского пассажирского транспорта
Это второй в России концессионный проект в сфере городского пассажирского транспорта / PhotoXPress

Правительство Санкт-Петербурга подписало в пятницу концессионное соглашение с «Балтнедвижсервисом» (структура Газпромбанка и строительной компании АБЗ-1) о строительстве скоростной трамвайной линии. Она соединит микрорайон Славянка, поселок Шушары и станцию метро «Купчино».

Это второй в России концессионный проект в сфере городского пассажирского транспорта, говорит партнер бюро «Качкин и партнеры» Денис Качкин. Первая концессия была также заключена в Санкт-Петербурге – на строительство трамвайной сети в Красногвардейском районе.

Строительство должно было начаться значительно раньше. Конкурс был объявлен еще в августе 2017 г., а победитель выбран в мае 2018 г. Но переговоры были приостановлены из-за выборов губернатора, рассказали два участника подготовки проекта. В сентябре уже в статусе губернатора Александр Беглов одобрил проект, сообщала его администрация.

Инвестору предстоит построить не менее 21 км трамвайных путей с пятью мостами и эстакадами, трамвайное депо и минимум 15 остановок, закупить и эксплуатировать не менее 21 трамвая. Средняя скорость движения составит 25 км/ч с учетом остановок, сообщила администрация, время в пути – 30–35 минут, вдвое быстрее, чем существующим наземным транспортом.

По условиям соглашения на этапе строительства бюджет Петербурга не вкладывает в проект, частные инвестиции составят минимум 25,9 млрд руб., а платить концессионеру город начнет на этапе эксплуатации – по первоначальным условиям конкурса не более 89,6 млрд за 30 лет. На конкурс было подано две заявки: «Балтнедвижсервис» предложил проект за 58 млрд руб., «Трамвайные пути Северной столицы» (консорциум с участием структуры ВТБ) – за 75,5 млрд. Представитель ВТБ отказался от комментариев.

Консорциум с Газпромбанком победил благодаря тому, что не просил включить в соглашение минимальную гарантированную доходность после 12 лет реализации проекта (если доходность оказалась бы ниже предусмотренной соглашением, потери был бы обязан компенсировать бюджет. – «Ведомости»), объясняет человек, близкий к одному из участников проработки проекта. «Финансовая модель позволила исходя из прогнозов будущего пассажиропотока добиться снижения эксплуатационного платежа более чем на треть», – утверждает представитель Газпромбанка.

Заняться городским транспортом собирается и ВЭБ.РФ: он подготовил программу его обновления в регионах на 2 трлн руб. с использованием фонда национального благосостояния, писал «Коммерсантъ». Работа по формированию комплексной программы модернизации общественного транспорта продолжается, ВЭБ.РФ рассматривает проекты в 40 регионах с применением разных инструментов: кредиты, государственно-частное партнерство (ГЧП) и лизинг, сообщил представитель ВЭБ.РФ.

Концессии в сфере городского транспорта остаются редкостью и сопряжены с многочисленными сложностями – рыночными, юридическими и техническими, говорит советник Dentons Владимир Килинкаров. Они одни из самых сложных, соглашается старший юрист Square Patton Boggs Константин Макаревич: такие проекты преимущественно муниципальные, а в связи с большой капиталоемкостью далеко не каждый муниципалитет, особенно без финансовой поддержки региона, может потянуть их. Чтобы стимулировать появление новых трамвайных проектов, требуются нормативные изменения, которые позволят учесть их специфику, считает Макаревич.

Тем не менее ГЧП в городском транспорте все более популярно и в ближайшие год-два появятся новые проекты, которые сейчас готовятся: это и трамвайные сети, и канатные дороги, и, возможно, автобусные парки, прогнозирует Килинкаров.