Законопроект о защите инвестиций до конца октября окажется в Госдуме
Но какой из двух его вариантов, неясноСпустя больше чем год после начала разработки законопроекта о защите инвестиций он может оказаться в Госдуме. Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил вынести «проект закона о защите и поощрении капитальных вложений, развитии инвестиционной деятельности» на заседание правительства к четвергу. «Дискуссию пора завершать, выходить на окончательное решение», – сказал он (его слова приводит ТАСС). «Инвестиционный кодекс» может поступить на рассмотрение в Госдуму уже к середине октября, заявил Медведев.
Законопроект об инвестициях, который бизнес и чиновники уже прозвали «инвестиционным кодексом», обсуждается больше года. Его разработку подтолкнуло поручение президента России Владимира Путина увеличить долю инвестиций в ВВП до 25%, а также инициативы его помощника Андрея Белоусова изъять сверхприбыли у отдельных компаний. Свой вариант проекта предложил Минфин, но законопроект «о защите и поощрении капитальных вложений» до Госдумы так и не дошел – правительственная комиссия по законопроектной деятельности отклоняла его дважды.
А в сентябре и вовсе появился альтернативный вариант – законопроект «о поощрении и развитии частной инвестиционной деятельности», подготовленный вице-премьером Дмитрием Козаком. Два проекта прямо противоречат друг другу, говорит федеральный чиновник.
Какой именно законопроект должен быть внесен в правительство («Ведомости» ознакомились с копиями проектов Минфина и Козака, их подлинность подтвердили два федеральных чиновника), из слов Медведева не ясно. Премьер решит, какую версию принимать на правительстве в четверг, объясняет чиновник.
Битва концепций
Ключевое предложение законопроекта Козака – отсрочка применения новых регуляторных норм, изменения тарифов и налогов на несколько лет. Например, для всех инвесторов любые налоговые изменения вступят в силу только через три года, правила застройки территорий – через пять. Исключения – естественные монополии, казенные предприятия и бюджетные учреждения.
Минфин также предлагает неизменность условий для новых инвестпроектов. Но отдельные преференции зависят от того, под какой режим попадет проект – базовый или индивидуальный. Базовый режим предусматривает общую стабилизационную оговорку (неизменность налоговых условий). В индивидуальном проектном режиме компании могут рассчитывать на более значительные преференции – например, на индивидуальную стабилизационную оговорку (защиту от роста неналоговых платежей или ставок вывозных таможенных пошлин и др.). Впрочем, законопроект Козака также оставляет возможность подписывать индивидуальные соглашения в зависимости от размера инвестиций.
Бизнес – за скорость
Бизнесу больше нравится вариант Козака, рассказали «Ведомостям» участники встречи чиновников с представителями компаний и РСПП в правительстве, федеральный чиновник и собеседник в крупной промышленной компании. У него больше шансов быть принятым до конца года, говорит человек, близкий к одному из участников встречи. Бизнес просил принять законопроект как можно скорее, объясняет другой собеседник «Ведомостей», близкий к участнику встречи. А законопроект Минфина слишком громоздкий – в нем много новых понятий, норм, требующих внесения подзаконных актов, – работать над ним придется еще минимум год, отмечает он. Хотя дорабатывать нужно обе версии проекта, признает еще один сотрудник крупной компании.
Есть и те, кто, напротив, поддерживает проект Минфина. Так, на него рассчитывали инициаторы проекта строительства частной автомагистрали «Меридиан». И хотя в проекте есть проблемы с тем, что некоторые преференции могут вводиться избирательно, их можно решить, говорит еще один сотрудник крупной промышленной компании. При этом механизм Минфина гораздо шире, а в версии Козака остались лишь крупицы того, что прорабатывалось вместе с бизнесом весь год, жалуется он. Ключевое – гарантии, если проект Минфина гарантирует бизнесу неизменность условий на весь срок реализации инвестпроекта, версия Козака предлагает лишь «переходный период», объясняет собеседник «Ведомостей». Главное для бизнеса – стабилизационная оговорка в отношении тарифов, налогов и сборов на весь срок проекта, поддерживает сотрудник крупной компании.
Независимо от того, какой из двух проектов будет принят, могут возникнуть проблемы с администрированием почти всего, что чиновники пообещают инвесторам, кроме налоговых льгот, опасается еще один федеральный чиновник. Чтобы стабилизационная оговорка действительно заработала, нужно поправить огромное количество нормативных актов, объясняет он. А некоторые гарантии, например по тарифам, выполнить почти невозможно: тарифная политика принимается на уровне ЕАЭС, что потребует внесения изменений в межправительственные соглашения, не ясно и как отдельные регионы будут реализовывать нормы проекта.
Представители Козака и Минфина отказались от комментариев.