Собянин и бизнес просят не ужесточать наказание за картели

Как исполнить это поручение Путина, обсудят у Силуанова
Такой версии законопроект несет риски, указал в письме Медведеву мэр Москвы Сергей Собянин
Такой версии законопроект несет риски, указал в письме Медведеву мэр Москвы Сергей Собянин / Андрей Махонин / Ведомости

Законопроект Федеральной антимонопольной службы (ФАС), усиливающий наказания за картели, будет обсуждаться на совещании у первого вице-премьера и министра финансов Антона Силуанова в пятницу, рассказали «Ведомостям» федеральный чиновник и участник предстоящего совещания. Руководитель ФАС Игорь Артемьев собирается на совещание, подтвердил представитель службы. Представитель Силуанова сказал, что рабочий график не комментирует.

Ужесточение наказания за картели обсуждается уже больше двух лет, разработать программу их выявления и пресечения поручал еще в октябре 2017 г. президент России Владимир Путин. А также подготовить законопроекты, ужесточающие уголовную и административную ответственность за такие соглашения. ФАС подготовила проект, но против выступил бизнес. Весной 2019 г. премьер-министр Дмитрий Медведев потребовал внести проект в правительство, даже несмотря на разногласия с крупным бизнесом.

В итоговой версии проекта ФАС предлагает ввести уголовную ответственность за картели для владельцев компаний, членов совета директоров и топ-менеджеров (до шести лет лишения свободы). А для рядовых сотрудников, напротив, снизить предельное наказание с шести до пяти лет лишения свободы. ФАС также предлагает наказывать за картели на торгах не только участников, но и заказчиков (чиновников и менеджмент госкомпаний). При этом доход от картеля, при котором наступает уголовная ответственность, увеличить вдвое – до 100 млн руб., а сумму крупного ущерба – с 10 млн до 20 млн руб.

Сейчас штраф за картель – 3–15% выручки на рынке, где был создан картель, обычно всего 9% выручки, напоминает начальник управления ФАС по борьбе с картелями Андрей Тенишев. И если доход от картеля выше возможного штрафа, предприниматели, как люди сугубо рациональные, на него пойдут. Идти по пути простого повышения штрафов смысла нет – это увеличит картельные аппетиты, рассуждает Тенишев. Для успешного предупреждения картелей нужно включать уголовно-правовые риски в мотивацию бизнеса, считает он.

384 дела о картелях

возбуждено ФАС в 2018 г., это на 9% меньше, чем в 2017 г.
При этом более 85% дел по картелям – сговоры на торгах (332 дела)

Но в такой версии законопроект несет риски, указал в письме Медведеву мэр Москвы Сергей Собянин («Ведомости» ознакомились с копией письма, подлинность подтвердил федеральный чиновник). Проект не способствует благоприятному деловому климату, не гарантирует защиту предпринимателей от необоснованного уголовного преследования и в целом противоречит курсу на декриминализацию. Представитель аппарата Медведева не смог уточнить, получал ли премьер письмо Собянина. Представитель Собянина отказался от комментариев.

Мэр выступил и против ответственности за картели самих заказчиков – множество их действий сможет стать поводом для претензий не только ФАС, но и правоохранительных органов, пишет Собянин. С ростом рисков административного давления на заказчиков специалисты по закупкам просто уволятся, опасается он.

Новый состав о сговоре между участниками и организаторами торгов – спорный пункт законопроекта, считает доктор права Наталья Мосунова. Это нарушение вполне закрывается другими составами – коррупционными преступлениями и мошенничеством, а объединение в одной статье разных составов (картелей как соглашений между конкурентами и соглашений участников торгов с организаторами) может внести путаницу, опасается она.

Опасается законопроекта и бизнес. Он грозит необоснованным привлечением к уголовной ответственности неограниченного круга лиц, отмечает директор Центра законодательства и корпоративных отношений РСПП Ирина Котелевская.

По сравнению с первоначальной редакцией законопроект сильно смягчен, спорит партнер BGP Litigation Ирина Акимова: срок давности за преступление снижен с 10 до четырех лет, а если есть признаки уголовной ответственности – до шести лет. Хотя отдельные формулировки еще нужно дорабатывать, говорит она. Если согласиться со всеми требованиями бизнеса и чиновников, ФАС не выполнит поручение президента, объясняет Тенишев. Поправки должны защитить добросовестный бизнес, а блокируя их, РСПП выступает как адвокат картелей, заключает он.