ЦБ отчитался о двукратном падении обналичивания денег через банки
Сами банки объясняют это заградительными тарифами на вывод наличныхВ первом полугодии 2019 г. операции с признаками обналичивания денег в банковском секторе сократились в 2,1 раза по сравнению с тем же периодом прошлого года и составили 48 млрд руб., сообщил Центробанк.
Сотрудники двух банков связывают снижение таких операций с тем, что многие кредитные организации ввели повышенную комиссию за снятие наличных со счетов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе со счетов корпоративных карт, а также по иным сомнительным операциям.
В результате доля операций по обналичиванию средств со счетов компаний и индивидуальных предпринимателей за год снизилась с 46 до 34%, по данным ЦБ, теперь для таких операций все больше используются счета физлиц (66%).
Средняя комиссия за незаконное обналичивание в России составляет 14–15%, сообщал в апреле заместитель председателя Центробанка Дмитрий Скобелкин. По его словам, это «средняя температура по больнице», но в разных случаях доходит и до 25%, «когда это надо сегодня, сейчас, через час и большую сумму».
А в начале марта руководитель Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) Юрий Чиханчин докладывал президенту Владимиру Путину, что теневая продажа наличных денег из банковского начинает смещаться в другие секторы. В частности, в торговый, рассказывал он, признавая это большой проблемой.
Центробанк в пресс-релизе подчеркивает, что проводит системную работу по снижению доступа к «альтернативным инструментам получения наличных» вне банковского сектора. Например, оборот операций, когда торговые или туристические компании, а также платежные агенты «продают» третьим лицам наличную выручку за безналичные, снизился за год более чем в 3 раза, а их доля во всех транзитных операциях снизилась с 54 до 27%. Правда, размер транзитных операций (они предшествуют обналичиванию или выводу денег за рубеж) ЦБ не раскрывает.
Регулятор уже несколько лет обращает внимание банков на предприятия, которые не сдают наличную выручку, рассказывает руководитель службы внутреннего контроля банка «Ак барс» Сергей Мешалкин. Если банки обслуживают предприятия розничной торговли, торговли автотранспортом, организаторов лотерей и т. д., то они должны следить за тем, сдает ли эта компания наличную выручку, продолжает Мешалкин. Если этого не происходит, то банк должен поинтересоваться, сдает ли предприятие наличные в другой банк, и запросить подтверждающие документы. У тех, кто продает наличные на черный рынок и не сдает в банк, есть поступления в безналичной форме от фирм-однодневок: так покупатели наличных за них рассчитываются, переводя сумму выкупленных наличных и комиссию. Если банк видит такие поступления, он запрашивает своего клиента, что это за переводы, а также проводит работу по очищению денежных потоков, объясняет Мешалкин. Он также добавляет, что в его банке выставлены заградительные тарифы на выдачу наличных со счетов юридических лиц, делающие незаконные операции по обналичиванию экономически нецелесообразными.
Вполне возможно, что снизилась востребованность самих наличных денег, поскольку «черные» деньги все больше переходят в безналичную сферу, в том числе для вывода за рубеж, говорит руководитель практики финансовых расследований ФБК Александр Сотов. Другой фактор – это работа Центробанка в этой сфере, продолжает он.
Основной спрос на теневые финансовые услуги в первом полугодии 2019 г., так же как и годом ранее, был в строительном секторе (32%), торговле (27%) и секторе услуг (26%).
А операции с признаками вывода денег за рубеж снизились менее значительно, всего на 11,5% до 31 млрд руб. В основном вывод денег осуществляется под видом переводов за товары и услуги (36%) и авансовых платежей за импортируемые товары (24%).