Низкие темпы роста экономики и угроза новых санкций мешают развитию России
Риски не дают дальше повышать рейтинг страны, признало FitchУже введенные санкции и угроза появления новых продолжают создавать риски для роста экономики, предупредил во вторник старший директор аналитической группы по суверенным рейтингам Fitch Эрик Ариспе. При этом текущее замедление темпов роста ВВП, а также иностранных инвестиций в Россию уже негативно влияет на рейтинг страны.
Взвешенная монетарная политика, снижение зависимости курса рубля и бюджета от цен на нефть позволили Fitch в августе повысить рейтинг страны с уровня BBB- до BBB со стабильным прогнозом. Еще одно достижение российских властей – уровень госдолга, который остается самым низким среди стран с таким же рейтингом, указывают аналитики агентства и предупреждают, что приток иностранных инвестиций, напротив, все еще самый низкий среди них, а рост ВВП – ниже, чем в сравнимых с Россией экспортерах нефти.
За первое полугодие 2019 г. темпы роста экономики серьезно замедлились по сравнению с тем же периодом 2018 г. (рост на 0,7% против 2,3% за первое полугодие 2018 г.). Внутренний спрос и деловая активность остаются слабыми – в июне индекс PMI опустился до 49,2, правда, в июле вновь преодолел отметку 50 (значения выше 50 свидетельствуют о росте активности, ниже – о спаде).
О фундаментальной слабости внутреннего спроса свидетельствует быстрое замедление инфляции, указывало Минэкономразвития в прогнозе социально-экономического развития до 2024 г. С марта 2019 г. к августу инфляция замедлилась с 5,3 до 4,3% в годовом выражении, а к концу 2019 г., по прогнозу Минэкономразвития, может снизиться до 3,8%.
Поддержать экономику могут рост бюджетных расходов во втором полугодии 2019 г., а также восстановление частного потребления и внешнего спроса, считают аналитики Fitch. Это позволит обеспечить рост экономики на 1,2% в 2019 г., считают они. В 2020–2022 гг. экономика ускорится до 1,9%, но выше 2% ВВП вряд ли будет расти. Это существенно ниже медианного прогноза для стран с таким же рейтингом BBB (3,1%). Структурные факторы, сдерживающие рост экономики, – задержка реализации инвестпроектов, низкие темпы роста частных инвестиций, а также снижения неопределенности и роли государства в экономике, перечисляют аналитики Fitch.
Минэкономразвития также ждет, что в 2019 г. экономика вырастет на скромные 1,3%. Но уже с 2021 г. ВВП будет расти более чем на 3% вплоть до 2024 г. Экономисты, опрошенные Высшей школой экономики, не уверены в таком ускорении экономики. Ни достижение инфляции в 4% и ожидаемое снижение ставки, ни реализация нацпроектов не смогут разогреть экономику до темпов хотя бы близких к 3%, следовало из опроса 25 экономистов. Только один из них надеется на 3%-ный рост ВВП, и то лишь в 2024–2025 гг.
Ускорить экономику также сможет расходование средств фонда национального благосостояния (ФНБ). В 2020 г. он может составить 8,5% ВВП, ждет Минфин. И уже во второй половине 2020 г. средства фонда могут начать инвестироваться, отмечал чиновник аппарата правительства. «Мы планируем в следующем году вложить эти средства в новые проекты, речь идет о наиболее крупных проектах», – говорил в сентябре первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов. Но как именно расходовать средства ФНБ – вкладывать их в зарубежные активы или в российские инвестпроекты и в какие именно, – власти еще не решили.
Неопределенность будущего средств фонда может сама по себе стать риском, предупреждали экономисты. Лишь один из пяти возможных вариантов инвестирования этих денег не несет экономических и инфляционных рисков, предупреждал Центробанк в основных направлениях денежно-кредитной политики на 2020–2022 гг.: если чиновники решат вкладывать деньги в зарубежные финансовые инструменты, а не в российские инфраструктурные проекты или кредиты иностранцам на покупку российских товаров. В краткосрочной перспективе это может ускорить рост экономики, но затем он замедлится (если новые связанные кредиты не будут постоянно расти), а в среднесрочной перспективе рост может оказаться даже ниже, чем сейчас, если увеличится волатильность курса рубля.
Аналитики Fitch в базовом прогнозе таких рисков не видят. Масштаб внутренних инвестиций за счет средств ФНБ не приведет к снижению макроэкономической стабильности и не увеличит влияние волатильности нефтяных цен на экономику.
Санкционные риски сейчас отошли на второй план и не ясно, когда именно будет новая волна, а вот структурную проблему увеличения темпов роста экономики точно придется решать, говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.
Мало просто потратить деньги, нужно потратить их эффективно, считает Александра Суслина из Экономической экспертной группы. По-настоящему стимулирующие расходы государства должны выводить экономику на новую кривую роста, которая выше предыдущей, но пока рост расходов обеспечивает только краткосрочный подъем, констатирует она. Если нацпроекты затронут инфраструктуру, образование и медицину, расходы могут оказаться эффективными, спорит директор финансового центра «Сколково-РЭШ» Олег Шибанов. Но стимулировать экономику можно иначе, в том числе снижая налоговую нагрузку на бизнес, говорит он.
Эффективной трате расходов пока мешают отсутствие институтов, качественной судебной системы, защиты прав собственности, коррупция, отсутствие уверенности в завтрашнем дне, перечисляет Суслина. Пока 71% предпринимателей считают условия ведения бизнеса в России неблагоприятными, каждый второй верит, что ситуация будет только ухудшаться в ближайшие пять лет, показал опрос ВЦИОМа летом. Бизнес вынужден фокусироваться на рисках, а не на возможностях, это ведет к сужению горизонта планирования и отказу от игры вдолгую, говорит Суслина.