Facebook побудил центробанки активнее заняться цифровыми валютами
Они даже могут стать альтернативой долларуFacebook летом объявил о планах создать собственную криптовалюту Libra. По замыслу компании это позволит легко и практически бесплатно совершать денежные переводы даже тем, у кого нет банковского счета. Но амбиции Facebook шокировали регуляторов, которые увидели в них угрозу для финансовой системы, пишет Financial Times (FT). Центробанки и сами уже какое-то время думают над созданием национальных цифровых валют, чтобы сделать финансовые транзакции более быстрыми и дешевыми, тогда как сейчас на их проведение порой требуется до трех дней. Однако появление популярной и неподконтрольной им криптовалюты помешает проводить денежную политику и контролировать предложение денег.
Вместе с тем электронные деньги центробанков могли бы составить конкуренцию доллару, полагают некоторые специалисты.
Libra «не может и не должна стать суверенной валютой» и нужно запретить ее появление в ЕС, заявил вскоре после презентации Facebook министр финансов Франции Брюно Ле Мэр. Страны «семерки» немедленно объявили о создании рабочей группы с целью выяснить, какие риски Libra и аналогичные частные инициативы могут представлять для финансовой стабильности, конфиденциальности пользователей и способности центробанков проводить эффективную денежную политику. Libra заставила центробанки проснуться, признал в сентябре возглавляющий эту группу член правления ЕЦБ Бенуа Кере.
Согласно январскому докладу Банка международных расчетов (BIS) 70% из 63 опрошенных центробанков уже изучают теоретически, как работали бы такие валюты, а некоторые страны даже начали эксперименты или в скором времени собираются их провести. Среди них Швеция, где наличные деньги в значительной мере выведены из обращения, а Уругвай уже завершил свой первый эксперимент в апреле. Народный банк Китая может выпустить цифровую версию юаня в конце этого года или в начале 2020 г.
В России президент Владимир Путин еще в октябре 2017 г. поручил создать механизмы регулирования криптовалют – до 1 июля 2018 г. Но основной закон «О цифровых финансовых активах» (ЦФА) не принят до сих пор – прошло только первое чтение, дата второго не назначена.
«Мы категорически против того, чтобы вводить криптовалюты в регулирование в качестве денежного средства, против приравнивания к иностранным валютам, потому что у иностранных валют есть государства, которые их выпускают, есть экономики, ЦБ, которые за этим стоят. Здесь же этот феномен менее понятен». Сентябрь 2017 г.
Зато принят закон о краудфандинге. Он предполагает выпуск утилитарных токенов: они дают инвесторам права на конкретные активы, а также стейблкойны – цифровую валюту, обеспеченную другим, более весомым активом, объяснял ранее советник по IT и IP юрфирмы «Томашевский и партнеры» Роман Янковский. Выпуск и передача последних будут возможны только на специализированных инвестиционных платформах, которые включит в реестр Банк России. Правда, выпускать их можно будет лишь после принятия закона о ЦФА.
Сейчас обсуждается, запретить обращение криптовалют или дать возможность создать инфраструктуру для работы с открытыми блокчейнами, такими как биткойн и эфир, говорил в июле глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
До сих пор не ясно, как будут работать национальные криптовалюты, отмечает The Wall Street Journal (WSJ). Например, сейчас взаимодействовать с центробанками могут только коммерческие банки. Если центробанки начнут выпускать цифровые деньги напрямую для общества, роль коммерческих банков может оказаться под угрозой.
BIS поддерживает стремление центробанков выпустить цифровые валюты, утверждает его руководитель Агустин Карстенс. Но нужны доказательства, что они будут пользоваться спросом, а «пока в этом уверенности нет», рассказал он летом FT. «Даже если центробанки ведущих стран создадут цифровые валюты, у них, вероятно, будет гораздо меньше пользователей», чем у Libra, учитывая 2 млрд пользователей Facebook, утверждает директор департамента денежно-кредитных систем и рынков МВФ Тобиас Адриан (цитата по WSJ).
Кроме того, сторонники частных криптовалют указывают на присущую им конфиденциальность, от которой, по их мнению, люди не захотят отказываться, даже если их заставят пользоваться только электронными деньгами. «В конечном итоге у правительств может появиться идеальный инструмент для слежки за всеми финансовыми потоками во всей экономике, – приводит WSJ слова Трэвиса Шера из Digital Currency Group. – В мире, где страна типа Китая выпустит собственную цифровую валюту и попытается перевести на нее всю экономику, это лишь повысит спрос на более частные и автономные крипто- и цифровые валюты».
«История учит, что переход к новой глобальной резервной валюте вряд ли пройдет гладко»
Председатель Банка Англии Марк Карни поднял вопрос на новый уровень. В августе на ежегодном симпозиуме руководителей центробанков в Джексон-Хоуле он предположил, что одна глобальная криптовалюта или несколько цифровых национальных валют при поддержке центробанков могли бы положить конец доминированию доллара в мировой экономике. «Развитие технологий делает возможным появление такого мира», – заявил Карни.
Если после Второй мировой войны на долю США приходилось 28% мирового экспорта, то сейчас – только 8,8%, по данным МВФ. Но около 40% транзакций в мировой торговле по-прежнему совершается в долларах, указывает главный экономист МВФ Гита Гопинат. Также доллар используется в 88% валютных операций, согласно BIS. Поэтому изменение курса доллара и процентных ставок в США «значительно влияет на торговлю и финансы даже тех стран, которые относительно мало связаны напрямую с американской экономикой», отметил Карни. По его мнению, альтернативу доллару нужно искать сейчас, а не ждать, пока этого потребует новый финансовый кризис. Хотя Карни признал, что доллар еще долго будет оставаться главной мировой валютой.