Анатолий Чубайс: «Я был бы отличным преподавателем в Гарварде, но я с вами»

Глава «Роснано» считает, что связь протестов с утечкой кадров и инвестиций – «интимный вопрос»
Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

Председатель правления «Роснано» Анатолий Чубайс прочитал в Московском физико-техническом институте (МФТИ) лекцию о значении инновационной экономики для России. Аудитория была переполнена: послушать Чубайса пришли представители бизнеса, эксперты и студенты.

Выступление он начал с определения понятия инновационной экономики. По его мнению, классическая фреска Микеланджело «Сотворение Адама» отлично иллюстрирует суть инноваций: с одной стороны – технологический предприниматель, с другой – инвестор. В точке их соприкосновения возникают инновации. «Инновации есть продукт любви инноватора и инвестора», – рассказывал Чубайс.

Работу технологического предпринимателя Чубайс сравнил с подводной спелеологией, которой когда-то занимался: в пещерах только часть водной поверхности выходит на воздух, дайвер не может знать наверняка, есть ли впереди воздушный карман. Так и предприниматель, развивающий инновационный продукт, зачастую действует вслепую, пояснил глава «Роснано». Разница между традиционным и технологическим предпринимателем в том, как они достигают эффективности, уверен Чубайс.

Традиционный бизнес стремится к снижению затрат, а для инновационного бизнеса это не является приоритетом. Технологический предприниматель достигает эффективности за счет нового продукта. Идеальный пример, по словам Чубайса, – Стив Джобс, который предложил рынку то, чего там не было на тот момент: iPhone. «Традиционная экономика – это про деньги, ни про что другое. Бизнесмен – человек, который умеет зарабатывать деньги. Никаких других критериев для оценки масштабов бизнеса не существует. Попал в список Forbes – молодец, не попал – отстой», – отметил Чубайс.

В инновационной экономике все устроено иначе. «Техпредприниматель ассоциирует себя с продуктом, а не с местом в списке Forbes», – заявил он. Чубайс рассказал, как однажды обсуждал инвестиции с одним из российских предпринимателей. Чубайс просил у него $500 млн. В ответ миллиардер попросил Чубайса доказать, что тот может лучше управлять инвестициями, чем сам бизнесмен, и отказал Чубайсу в инвестициях, поскольку главы «Роснано» нет в списке миллиардеров.

Перспективы развития инновационной экономики у России есть, но путь будет тернистым, считает Чубайс. Он отметил, что доля прямых и венчурных инвестиций в ВВП России составляет только 0,01% против 1,8% у Великобритании, 1,6% у США, 1,1% у Израиля. Чубайс предложил разрешить инвестировать средства НПФ в венчурную индустрию. «Не в венчурные проекты – не дай бог, они не умеют работать с этими рисками. А в венчурные фонды», – добавил он. По его мнению, именно НПФ дадут импульс инновационной экономике в России.

Корреспондент «Ведомостей» спросила Чубайса о рисках, которые несут для инвестиций проходившие в последние месяцы в Москве акции протеста. Чубайс ответил так:

«Вы, как "Ведомости", пытаетесь меня вытащить на свою поляну... но я не собирался читать лекцию по политике именно потому, что я кое-что в ней понимаю. Это первая часть моего ответа», – заявил он.

Отвечая на вопрос о влиянии московских протестов на утечку кадров из России, Чубайс отметил, что вопрос эмиграции является сложным для каждого ученого и квалифицированного специалиста.

«Это вообще очень интимный вопрос, и на него каждый сам отвечает, никакие советы тут не срабатывают. У нашей страны тяжелая история», – отметил он.

В качестве примера Чубайс привел историю советского экономиста Николая Кондратьева, который был другом социолога Питирима Сорокина. Кондратьев уговаривал Сорокина не покидать страну. «Как мы знаем, в итоге Сорокин стал основоположником новой науки социологии. Как мы знаем, судьба Николая Кондратьева сложилась иначе – расстрелян государством российским. Это реалии, в которых мы находимся, у нас тяжелая наследственность в этом вопросе», – заключил он.

Чубайс рассказал, что мог бы сам уехать в другую страну и, к примеру, читать лекции об истории России в Гарварде. Вместо этого он читает лекцию в МФТИ в Долгопрудном.

«Я был бы отличным преподавателем в Гарварде, но я здесь, с вами. Каждый решает для себя», – сказал он.

По мнению Чубайса, когда деньги превращают в знания – это наука, а когда знания в деньги – это инновации. Один из студентов МФТИ задал вопрос председателю правления «Роснано», когда выделенные на науку деньги перестанут оседать в карманах чиновников и начнут доходить до ученых.

«То, о чем вы спрашиваете, – это наука, а я про инновации. Не доходят – жалко. Если хотите более серьезного ответа – я вообще не верю в эффективность контролирующих органов в этой сфере», – заключил Чубайс.